Афония: классификация и причины потери голоса, диагностика патологии

Дисфония: причины и виды, проявления, как лечить, профилактика

Афония: классификация и причины потери голоса, диагностика патологии

Дисфония – понятие, обозначающее нарушение ой функции, которое проявляется хрипотой, гнусавостью, слабостью и осиплостью. Полная потеря звучности голоса называется афонией. При безгласии сохраняется шепотная речь, появляются моменты дребезжащего голоса.

Дисфония возникает при нарушении работы ого аппарата. У больных происходит частичное изменение высоты, тембра или силы голоса.

Данное патологическое состояние встречается в любом возрасте и хорошо поддается лечению. Невозможность говорить нормальным голосом возникает по разным причинам.

Среди них: простудные заболевания, чрезмерное перенапряжение ых связок, стресс и волнение.

Дисфония и афония — симптомы различных соматических и психоневрологических заболеваний: дифтерийного крупа, острого ларингита, катара, опухоли гортани, неврозов.

Все больные с нарушением речевой функции должны быть тщательно обследованы. Лечение афонии и дисфонии зависит от причин, вызвавших эти недуги.

Правильная и своевременная терапия обеспечивает быстрое возвращение голоса с его первоначальной тональностью.

Классификация

По происхождению дисфония бывает органической и функциональной. Органическая возникает на фоне воспалительных заболеваний гортани, а функциональная — на фоне различных невротических изменений. После угасания патологических процессов в организме дисфония исчезает.

Функциональная дисфония подразделяется на 3 вида: гипотонусная, гипертонусная, гипо-гипертонусная.

Патогенетическая классификация дисфонии:

  • Мутационная дисфония встречается у мальчиков пубертатного возраста и отличается резким переходом голоса от высокого тона к низкому.
  • Психогенная дисфония обусловлена сильным психоэмоциональным перенапряжением.
  • Спастическая дисфония возникает при дискоординируемой гиперфункции дыхательной мускулатуры.

По длительности дисфонию подразделяют на кратковременную и стойкую.

Виды афонии:

  1. Паралитическая афония развивается при дисфункции нижнего гортанного нерва, который травмируется во время операций на органах шеи или поражается при инфекционной интоксикации. Причиной патологии также являются хронические заболевания нервной системы – сирингомиелия, сирингобульбия.
  2. Истинная афония возникает при поражении гортани, препятствующему надлежащему смыканию и достаточной вибрации связок. Острый или хронический ларингит, паралич гортанных мышц, новообразования — причины подобных изменений.
  3. Функциональная афония – отсутствие голоса, обусловленное функциональной недостаточностью ых мышц центрального происхождения. Развитию патологии способствует влияние стресса и психических травм на лабильную нервную систему больных.
  4. Спастическая афония возникает при спазматическом сокращении мышц гортани, сужающих ую щель. Судороги гортанных мышц делают щель настолько узкой, что у больных полностью пропадает голос.

Этиология и патогенез

Причины дисфонии и афонии подразделяют на две большие группы: врожденные и приобретенные.

  • Основной причиной дисфонии ых связок является врожденный порок развития гортани. У больных с нарушенной структурой хрящевой ткани провисает надгортанник, вход в гортань неполностью отрывается, что проявляется отрывистым и шумным вдохом. Это так называемый врожденный стридор или ларингомаляция, которая развивается в процессе эмбриогенеза после появления центров хондрификации.
  • Врожденный подой стеноз гортани — частая причина сужения дыхательных путей в детском возрасте, проявляющегося дисфонией или афонией. Полное или частичное недоразвитие ых складок у детей сопровождается одышкой, хрипами, кашлем.
  • Ангиома гортани – сосудистая патология, являющаяся следствием нарушенного эмбрионального развития кровеносной и лимфатической систем. Развивается заболевание под воздействием инфекционных агентов, травматического повреждения, гормонального дисбаланса в гестационном периоде.

Заболевания, ставшие причиной дисфонии:

  1. Аллергия,
  2. Воспаление различных отделов респираторного тракта,
  3. Доброкачественные новообразования гортани,
  4. Заболевания неврологического характера,
  5. Астеническое состояние,
  6. Гормональный сбой,
  7. Миастения,
  8. Заболевания внутренних органов в стадии декомпенсации,
  9. Эндокринопатия,
  10. Гематологические заболевания,
  11. Остеохондроз шейного отдела позвоночника,
  12. Травмы ого аппарата,
  13. Острые инфекционные заболевания – грипп, ОРВИ, ангина.

Факторы, провоцирующие дисфонию:

  • Стрессовые состояния,
  • Вынужденное долгое молчание,
  • Обструкция дыхательных путей инородными телами,
  • Длительный прием анаболиков,
  • Профессиональный фактор, связанный с постоянным напряжением ых связок,
  • Психологические факторы,
  • Операции на органах шеи,
  • Медикаментозное лечение,
  • Перенапряжение голоса в компании или шумном помещении,
  • Особенности микроклимата помещения – сырость, пыль, холод или жара,
  • Чрезмерное употребление алкогольных напитков,
  • Раздражение гортани вследствие химических ожогов,
  • Курение,
  • Пожилой возраст,
  • Частый и продолжительный визг и крик у детей,
  • Профессиональные вредности — запыленность или загазованность производственного помещения.

Функциональная дисфония часто приводит к формированию органической патологии гортани – атрофического ларингита. Регулярное воздействие провоцирующих факторов обычно имеет неблагоприятный исход.

В горле развиваются различные патологии – опухоли, полипы, гематомы.

Длительное перенапряжение голоса часто заканчивается хроническим ларингитом, а чрезмерное увлечение алкоголем способствует усиленному приливу крови к глотке, гиперемии и отеку слизистой оболочки гортани.

У детей дисфония развивается вследствие частых и громких криков, пения в высоком звуковом диапазоне. Голос у малышей становится хриплым при увеличении и воспалении аденоидов. Нарушенное носовое дыхание способствует попаданию в гортань холодного и неочищенного воздуха, что приводит к частым ларингитам и дисфонии.

Симптоматика

У больных с дисфонией голос становится хриплым, изменяется его тембр или тональность. У детей появляется стридорозное дыхание — свистящее и шумное, обусловленное турбулентным воздушным потоком в дыхательных путях. Стридор является важным симптомом значительной обструкции гортани.

Дисфония сопровождается постоянной или периодической охриплостью и утомляемостью голоса. У больных ларингитом голос становится слабым и осипшим, возникает сухой мучительный кашель, речь затрудняется. По мере роста опухоли голос пропадает, остается лишь шепотная речь. Развивается афония.

  1. Гипотонусная форма проявляется гиперемией ых складок, формированием овальной или треугольной ой щели, глухим, слабым и сиплым голосом.
  2. Гипертонусная дисфония — тонический мышечный спазм гортани и судорожное сближение напряженных ых складок, сопровождающееся хрипотой и болью в горле.
  3. Симптомами гипо-гипертонусной дисфонии являются: сухость во рту, тремолирующий, вибрирующий голос, сбивчивость дыхания.
  4. Спастическая дисфония — самая тяжелая форма патология, имеющая острое начало, обусловленное психической травмой и длительным перенапряжением голоса. Он становится хриплым, слабым, вибрирующим, фальцетным, дрожащим, срывающимся. Мышцы затылка и шеи начинают болеть в результате постоянного спазма, боль в горле усиливается при глотании. Постепенно болевой синдром и дискомфортные ощущения в горле становятся невыносимыми и требуют срочного лечения.

При обнаружении перечисленных выше симптомов следует обратиться к ЛОР-врачу, пройти всестороннее обследование и комплексное лечение.

Диагностика

Диагностика нарушения ой функции заключается в опросе и осмотре больного. При сборе анамнеза особое внимание обращают на длительность патологии, наличие сопутствующих болезней и факторов, способствующих развитию дисфонии.

Физикальное и инструментальное обследование:

  • ларингоскопияИсследование основных акустических параметров голоса,
  • Глоттография и электромиография,
  • Прямая или непрямая ларингоскопия,
  • Исследование ФВД (функции внешнего дыхания),
  • Эндофиброларингоскопия,
  • Микроларингостробоскопия,
  • Трахеоскопия при необходимости,
  • Рентгенография гортани,
  • КТ,
  • Клинические анализы крови и мочи,
  • Бактериологическое исследование отделяемого ротоглотки,
  • Биопсия при подозрении на онкопатологию.

Лечение

Лечение дисфонии комплексное, направленное на устранение заболевания, ставшего ее причиной.

Медикаментозные средства

Лекарственную терапию проводят на фоне ого режима и ортофонического лечения.

  1. Настойка лимонника, женьшеня, прочие стимуляторы и витамины — препараты для лечения гипотонусной дисфонии, улучшающие микроциркуляцию ых складок и возвращающие нормальный голос.
  2. Психотропные препараты, нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, спазмолитики показаны для лечения гиперкинетической дисфонии.
  3. Для лечения спастической дисфонии больным назначают «Гамма-аминомасляную кислоту», «Аминалон».
  4. Поливитамины, АТФ, «Стрихнин», «Прозерин», седативные средства и транквилизаторы назначают больным с различным формами дисфонии.
  5. Витаминные комплексы и сосудистые препараты показаны для улучшения функций органа и быстрого восстановления всего организма.
  6. Если причиной дисфонии стала острая вирусная инфекция, больным назначают ой режим, обильное теплое питье, противовирусные препараты, иммуномодуляторы. При воспалительных гортанных процессах используют антибиотики, полоскания горла, проведение ингаляций.

Немедикаментозные методы лечения дисфонии

К немедикаментозному лечению дисфонии относятся следующие методы:

  • Фонопедические упражнения для реабилитации ой функции,
  • Массажирование шеи,
  • Психотерапевтическое воздействие,
  • Логопедические и ые упражнения,
  • Бальнеотерапия,
  • Гидротерапия,
  • Иглорефлексотерапия,
  • Электросон,
  • Физиотерапия – электростимуляция мышц гортани диадинамическим током, гальванизация, дарсонвализация, амплипульс, электрофорез.

Ларингопластика, имплантационная хирургия, трахеостомия и тиропластика — операции, проводимые при стойкой дисфонии, не поддающейся консервативному лечению. Чтобы восстановить ую функцию, хирурги иссекают рубцы со связок гортани, удаляют опухоли.

Народная медицина

Для лечения заболеваний, проявляющихся дисфонией, широко используют рецепты народной медицины. Водочный компресс и горчичники приводят к расширению сосудов, притоку крови к пораженной области, уменьшению признаков воспаления и устранению соответствующих симптомов.

Больным с дисфонией полезно ежедневное употреблять сок моркови, одуванчика, репы, капусты. Куриные сырые яйца и вываренные до мягкости дольки чеснока улучшают состояние ых связок.

Ингаляционное введение в организм отваров лекарственных трав обеспечивает их быстрое терапевтическое действие.

Полезно принимать отвар семян льна с яблоком и медом, полоскать горло настоем алтея и лаванды, фенхеля и молока.

Профилактика

Профилактические мероприятия при дисфонии включают:

  1. Раннее выявление и грамотное лечение инфекционных заболеваний ЛОР-органов,
  2. Режим молчания,
  3. Предупреждение ОРЗ и ОРВИ,
  4. Коррекция ой нагрузки у певцов, лекторов, ораторов,
  5. Обеспечение носового дыхания зимой,
  6. Борьба с вредными привычками,
  7. Укрепление нервной системы,
  8. Закаливание,
  9. Ведение здорового образа жизни,
  10. Правильное питание,
  11. Соблюдение оптимального режима труда и отдыха,
  12. Повышение иммунитета.

При появлении первых признаков ых расстройств необходимо немедленно обратиться к врачу. Это значительно снижает риск развития тяжелых последствий при афонии. Патологические состояния, проявляющиеся хрипотой или полным отсутствием голоса, хорошо поддаются лечению. Голосовая функция быстро приходит в норму.

: лекция о функциональной дисфонии

Мнения, советы и обсуждение:

Источник: https://uhonos.ru/gorlo/bolezni-gorla/disfoniya/

Глава 5 характеристика и классификация нарушений голоса

Афония: классификация и причины потери голоса, диагностика патологии

Нарушенияголоса определяются как отсутствие илирасстройство фонации вследствиепатологических изменений огоаппарата.

Онивесьма распространены как у взрослых,так и у детей. Частота случаев патологиигортани у детей за последние двадесятилетия возросла. Это объясняетсяразными причинами — плохой экологическойобстановкой, большими ыминагрузками при несоблюдении гигиеническихтребований и отсутствии навыков ойкультуры.

Нередки осложнения послереаниматологических манипуляций ихирургического лечения, которые спасаютжизнь человека, но вызывают осложненияв виде хронической патологии гортанис тяжелым нарушением голоса. Данные Л.Б.

Дайняк (1982) свидетельствуют обувеличении у детей хронических ларингитов,что всегда считалось главным образомпатологией взрослых.

Сведенияо распространенности ых нарушенийи в нашей стране, и по данным зарубежнойлитературы весьма противоречивы. И.Максимов (1987) приводит сведения обизучении состояния голоса специалистамиразных стран. Так, по данным Г. Боме(Bohme G.

, 1974), патологическое изменениеголоса наблюдалось у 40% обследованныхучащихся начальных классов, А. Соннинен(Sonninen A., 1970) выявил его только у 0,2%. Крезультатам обследования голоса детейв США, Японии, Израиле обращается и Д.К. Вильсон (1990).

Согласно приведенным имматериалам, процент патологии голосаколеблется от 1,5 до 21%.

ИсследованияЮ. С. Василенко и Е. С. Уланова (1984)обнаружили нарушения голоса у 11,7%обследованных детей и подростков ввозрасте от 5 до 17 лет. По данным Ю. С.Василенко (1983), частота хроническихзаболеваний ого аппарата средивзрослых составила около 60 случаев на10 000 городских жителей, а среди людей,имеющих голосоречевые профессиинарушениями голоса страдают до 40%.

Разбросрезультатов обследований ойфункции, по сведениям разных авторов,можно объяснить различиями в критериях,положенных в основу исследований, илив возрастных выборках испытуемых, атакже условиями обследования.

Большинствонарушений голоса являются следствиямизаболеваний и различных измененийсобственно ого аппарата. Но онимогут также сопутствовать тяжелымрасстройствам речи, входя в структурудефекта при дизартрии, ринолалии,заикании, афазии.

Патологияголоса у детей и взрослых обычнопредставляется в двух формах — афонии(полной утрате голоса) и дисфонии(частичном его нарушении). Однако этитермины не отражают диагностическогосодержания, а только свидетельствуюто степени проявления дефекта.

За нимистоят совершенно определенные и весьмаразнообразные изменения голосообразующихорганов — гортани, надставной трубки,бронхов, легких — и систем, влияющих наих функцию (эндокринной, нервной и пр.).

При одном и том же медицинском диагнозеу одного человека может быть афония, ау другого — дисфония.

Помимоосновных признаков нарушения (утратысилы, звучности голоса, изменения еговысоты, искажений тембра в виде осиплостии охриплости, нарушений резонаторногобаланса носовой и ротовой полостей)могут отмечаться ое утомлениеи ряд субъективных ощущений, связанныхс сенсорными расстройствами, напримерпостоянное першение с потребностьюоткашляться, ощущение помехи, комка вгорле, давления, сад-нения и боли. Всеперечисленные симптомы или большинствоиз них, как правило, присущи почтикаждому ому расстройствуи поэтому не являются диагностическимипризнаками. У одних людей жалоб довольномного и набор их шире, у других они болееограничены. Часто это зависит не столькоот тяжести состояния, сколько от типареагирования человека на свое заболевание,от состояния его нервно-психическойсферы. Все сказанное больше присущевзрослым. Дети обычно не слышат дефектасвоего голоса и многих из названныхжалоб не высказывают.

Длятого чтобы правильно выбрать методыкоррекционной работы, следует исходитьиз характера патологии, ее локализации,причин и развития дефекта, т. е. изэтиологии и патогенеза.

Дефекты голосаделятся на центральные и периферические,каждый из них может быть органическими функциональным.

Органическаяпатологиявозникает:

1)при нарушении анатомических структур(опухолях, состояниях после их удаления,травмах);

2)хронических воспалительных процессах(хронических ларингитах, воспаленияхдыхательных путей и пр.);

3) пораженияхцентральных и периферических нервов.

Механизмнарушений голоса определяется характеромизменений нервно-мышечного аппаратагортани, прежде всего подвижностью итонусом ых складок, что проявляетсяв виде гипотонуса или гипертонуса,иногда в сочетании того и другого.

Наиболеераспространены и в то же время наиболеемногообразны функциональныенарушения голоса. Онине сопровождаются воспалительнымипроцессами или какими-либо анатомическимиизменениями гортани.

Встречающиеся впедагогической литературе утверждения,что функциональные нарушения по сравнениюс органическими устраняются болеелегко, весьма спорны, так как первыепредставляют для специалистов значительныедиагностические затруднения в связисо сложностью их этиологии и патогенеза.

Причиныфункциональной патологии могут бытьсамыми разными — начиная с огопереутомления, плохой постановки голосаи кончая различными инфекционнымизаболеваниями и влиянием психическихфакторов.

Некоторые из перечисленныхпричин могут выступать в совокупности,и определение «пускового» моментазатруднительно.

Не всегда можно четкоразграничить функциональные и органическиерасстройства, например, при спастическихнарушениях.

Длительнопротекающие функциональные заболеваниямогут вызывать псевдоорганическиенаслоения в виде гиперемии слизистойоболочки гортани, отечности и утолщенияых складок, что также затрудняетих диагностику.

Крометого, нарушение голоса может одновременнобыть и органическим и функциональным.Так, при врожденных незаращениях нёбазаметно страдает голос — у негоназализованный тембр, снижена сила,выражена осиплость разной степени.

Приданной патологии нарушение балансаротового и носового резонированияобусловлено органической причиной —расщелиной нёба; все другие признакидефекта голоса являются функциональнымии развиваются постепенно. И. И.

Ермакова(1990) указывает три причины функциональнойнедостаточности ого аппаратау подростков и взрослых с нёбнымирасщелинами:

1)функциональные изменения в мышцах нёбаи глотки, которые в норме являютсярефлекторными возбудителями ыхскладок;

2)формирование артикуляции некоторыхзвонких согласных ларингеальным(гортанным) способом;

3)характерологические особенности людейс расщелинами, которые, стесняясь своегодефекта, стараются говорить тихо, мало,как бы маскируя свою речь, что препятствуетразвитию голоса. По данным исследованийИ. И. Ермаковой, у 70—80% людей с врожденнымирасщелинами нёба отмечаются функциональныерасстройства в виде гипотонуса ыхскладок и фонастении.

Кпатологии голоса центрального генезаможно отнести функциональнуюили психогеннуюафонию. Возникаетона внезапно как реакция на психотравмирующуюситуацию у людей, склонных к истерическимреакциям, чаще у девочек и женщин. Точнееее надо было бы назвать истерическойафонией.

При полном отсутствии голосасохраняется звучный кашель и смех,иногда способность петь, что служитважным диагностическим признаком. Форманесмыкания ых складок принеоднократных обследованиях черезкороткие промежутки времени (через час,два) очень изменчива, что такжесвидетельствует о психогенном нарушении.

Встречаются психогенные расстройствав виде дисфонии. Развиваются онипостепенно при длительно действующеми неразрешающемся эмоциональномнапряжении — конфликтах на работе, всемье, тяжелых болезнях близких.

Этаформа патологии трудна для диагностики,так как в начальный период часторассматривается как гипотонусноерасстройство, и установление подлинногодиагноза запаздывает.

Кпериферическим функциональным нарушениямотносятся фонастения, гипо- и гипертонусныеафонии и дисфонии.

Фонастения— нарушениеголоса, которое в ряде случаев, особеннов начальных стадиях, не сопровождаетсявидимыми объективными изменениями вом аппарате. Чаще всего оноразвивается у людей, связанных сголосоречевыми профессиями.

Проявляетсяфонастения в нарушении координациидыхания и фонации, в невозможностивладеть голосом — усиливать и ослаблятьего звучание, изменять высоту, в появлениидетонации звука и ряда неприятныхсубъективных ощущений в глотке и гортани.

Острые формы могут сопровождатьсяафонией.

Гипотонусныерасстройства обусловленыдвусторонними миопатическими парезами,т.е. парезами внутренних мышц гортани,что сопровождается снижением функциймышц, суживающих ые складки(аддукторов).

Как правило, поврежденнойоказывается одна пара мышц, максимумдве (мышцы ых складок парные —в левой и правой складках, в гортаниимеется только одна не парная мышца).Если иннервация мышц страдает напериферии и способна к восстановлению,нарушение относят к функциональным.

Если поражается более двух пар мышц, тоэто уже считается органикой и к даннойгруппе заболеваний не относится. Пригипотонусе ые складки в моментфонации полностью не смыкаются, междуними остается щель, форма которой зависитот того, какая из пар мышц страдает.

Патология голоса может выражаться влегкой осиплости, иногда вплоть доафонии с явлениями ого утомления,напряжения и боли не только в горле, нои в мышцах шеи, затылка.

Гипертонусныенарушения голосаобусловлены повышением тонуса внутреннихмышц, а иногда и всех отделов гортани.Встречаются они реже гипотонусных, ноочень неоднородны по своим признаками причинам возникновения. При попыткахфонации голос либо не появляется совсем,либо издается резко искаженный,сдавленный, глухой звук.

Голосовыескладки, кратковременно сомкнувшись,впадают в состояние напряжения илигиперкинеза. Часто в процесс фонациивовлекаются вестибулярные (иногда ихназывают вентрикулярные) складки.Длительное время гипертонусныерасстройства относили к функциональным.Исследования последних лет показали,что гипертонусные нарушения голосамогут быть и органической природы.

Болееподробно это будет рассмотрено вспециальном разделе пособия.

Кпериферическим органическим нарушениямотносятся дисфонии и афонии прихронических ларингитах, парезах ипараличах гортани, при состояниях послеудаления доброкачественных излокачественных опухолей.

Хроническиеларингиты весьмаразнообразны по видам и формам. Онипроявляются в характерных измененияхслизистой оболочки гортани, а в дальнейшеми в поражении ее нервно-мышечногоаппарата.

Возникающее при этом несмыканиеых складок ведет к стойкомудефекту голоса и сопровождаетсянеприятными ощущениями в глотке игортани.

Голос теряет свое нормальноезвучание, наступает сильная егоутомляемость до полной невозможностиосуществлять ую нагрузку.

Нарушения,обусловленные периферическими парезамиили параличами гортани, наблюдаютсяпри травматизации или инфекционномпоражении нижнего гортанного иливозвратного нерва. (Нижний гортанныйнерв подходит к левой и правой половинамгортани.) Иногда их причины выяснить неудается.

Это так называемые идиопатическиепарезы. Более распространены односторонниенарушения, но встречаются и двусторонние.Снижение двигательной функции гортаниведет к нейрогенным парезам внутреннихмышц на пораженной стороне, которые втаких случаях рассматриваются какорганические.

Голос отсутствует илистановится резко охрипшим, пациентыжалуются на большое утомление при речи,поперхивание, кашель, затрудненноедыхание. Наступает дискоординациярефлекторных механизмов дыхания иголосообразования.

Такое сочетаниегрубого дефекта голоса с расстройствомдыхания делает нарушение особеннотяжелым.

Центральныепарезы или параличи гортани встречаютсяпри заболеваниях коры головного мозга,варолиева моста, продолговатого мозга,проводящих путей, т.е. при ряде тяжелыхневрологических заболеваний, в томчисле и у детей при детском церебральномпараличе.

Частопричиной органических нарушений бываютопухоли гортани и ых складок исостояния после их удаления.Доброкачественные опухоли как у детей,так и у взрослых встречаются чащезлокачественных. Множественные папилломы,так называемый папилломатоз, возникаюту детей иногда в раннем возрасте.

Онимогут распространяться по всей гортании рецидивировать после удаления. Нередкотакое явление может продолжатьсянесколько лет. Обширный папилломатози рубцовые изменения после многократныхопераций обусловливают тяжелые нарушениядыхания и голосообразования.

До настоящеговремени этиология этого заболеванияполностью не раскрыта.

Особоеместо среди рассматриваемых нарушенийзанимает отсутствие голоса послеудаления гортани по поводу рака. Человекполностью лишается возможностипользоваться звучной речью; формируетсякомплекс тяжелых симптомов физического,психологического и социального характера.

Представленнаянами классификация не являетсявсеобъемлющей, но дает картину наиболеечасто встречающихся расстройствой функции, которые могут бытьустранены педагогическими (фонопедическими)приемами.

Нарушенияголоса, как правило, не влияют наформирование системы языка. Толькоособо тяжелая патология огоаппарата в раннем возрасте можетотрицательно сказаться на развитииречи ребенка.

Фонопедическиеметоды коррекции голоса применяютсятолько при хронических расстройствах,которые не исчезают самостоятельно илипри медикаментозном лечении. Спонтанноеразвитие дефекта всегда бываетотрицательным. Прогноз специальноговосстановительного обучения припатологии голоса различной природыопределяется рядом факторов:

1) тяжестью нарушения;

2) длительностьюого расстройства;

3) типом нервнойсистемы пациента;

4) его отношениемк своему дефекту;

5) состояниемфизического и музыкального слуха;

6) компенсаторнымивозможностями организма.

Контрольныевопросы и задания

1.Отражают ли термины «дисфония» и «афония»диагноз определенного нарушения голоса?

2.В каких случаях принято считатьрасстройства голоса центральными, а вкаких — периферическими?

3.На основании каких признаков патологияголоса квалифицируется как органическая?

4. Что характеризуетфункциональные расстройства голоса?

5. Возможно лисочетание органической и функциональнойпатологии при нарушении голоса?

6. Может ли повлиятьнарушение голоса на формирование речи?

7.Выделите две группы признаков нарушенийголоса; в первую — внесите клиническиехарактеристики голоса, во вторую —качественные.

8.Назовите причины, влияющие на прогнозвосстановительного обучения.

Источник: https://studfile.net/preview/1633438/page:10/

Нарушения голоса

Афония: классификация и причины потери голоса, диагностика патологии

Нарушения голоса – различные расстройства ой функции, обусловленные патологическим состоянием органов голосообразования. Нарушения голоса проявляются его недостаточной силой, высотой, искажением тембра, ым утомлением, першением, болью, «комком» в горле.

При нарушениях голоса пациент должен быть проконсультирован отоларингологом и фониатром с исследованием ой функции, а также обследован логопедом.

Преодоление нарушений голоса включает медицинские мероприятия (медикаментозное или хирургическое лечение, ФТЛ, психотерапию) и логопедическое воздействие (ой режим, дыхательную и артикуляционную гимнастику, фонопедические упражнения и др.).

Нарушения голоса – группа ых расстройств, характеризующихся частичным или полным отсутствием фонации. Нарушения голоса чаще встречаются у лиц голосоречевых профессий (преподавателей, лекторов, актеров, певцов и др.

), испытывающих большую речевую нагрузку, у подростков в пубертатном периоде, детей и взрослых с различной речевой патологией (ринолалией, дизартрией, алалией, заиканием, афазией). Так, нарушениями голоса страдают около 60% педагогов, 6-24% подростков в период мутации и 41% детей с речевыми проблемами.

В свою очередь, нарушения голоса препятствуют полноценному развитию речи и коммуникации, ухудшают нервно-психическое состояние, накладывают ограничения на выбор профессии.

Нарушения голоса являются медико-социальной проблемой, поэтому изучаются медицинскими и педагогическими дисциплинами – отоларингологией (и ее узкоспециализированным разделом – фониатрией), неврологией, психиатрией, логопедией (и ее узкоспециализированным направлением – фонопедией).

Нарушения голоса

По степени расстройства фонации выделяют дисфонию (частичное нарушение силы, высоты и тембра голоса) и афонию (отсутствие голоса). При дисфонии голос становится глухим, хриплым, сиплым, немодулированным, срывающимся, быстроиссякающим, иногда – назализованным. Афония характеризуется полным отсутствием звука голоса и возможностью говорить лишь шепотом.

По причинам и механизмам фонационных расстройств различают:

Функциональные нарушения голоса:

  • центральные (психогенная афония или истерический мутизм)
  • периферические (фонастения, гипотонусная и гипертонусная дисфония или афония, патологическая мутация)

Органические нарушения голоса:

  • центральные (дисфония и афония при дизартрии и анартрии)
  • периферические (дисфония и афония при заболеваниях гортани; ринофония).

Центральные органические нарушения голоса связаны с параличами и парезами ых связок, обусловленными поражением ствола или коры головного мозга, проводящих нервных путей. Центральные органические нарушения голоса встречаются у детей с детским церебральным параличом.

Причинами периферических органических нарушений голоса выступают различные воспалительные заболевания или анатомические изменения ого аппарата.

В их числе – хронические ларингиты, ожоги и травмы гортани, периферические парезы и параличи (при поражении возвратного нерва), «певческие узелки», опухоли (папилломатоз) гортани, послеоперационные рубцы и стенозы гортани, состояние после резекции гортани или ларингэктомии.

При функциональных нарушениях голоса деятельность ого аппарата нарушается при отсутствии органических повреждений. Центральные функциональные нарушения голоса (психогенная афония) является следствием острой психотравмирующей ситуации. Чаще возникает у женщин, склонных к невротическим реакциям.

Периферические функциональные нарушения голоса по типу фонастении могут быть вызваны чрезмерными ыми нагрузками, несоблюдением ого режима при респираторных заболеваниях.

Патологическая мутация голоса у подростков может быть обусловлена эндокринными нарушениями, ранним курением, перегрузкой ого аппарата в этот период.

К гипотонусной дисфонии и афонии чаще всего приводит двусторонний миопатический парез (парез внутренних мышц гортани), вызванный ОРВИ, дифтерией, гриппом, сильным напряжением голоса. Развитие гипертонусной (спастической) дисфонии и афонии, как правило, связано с чрезмерным форсирование голоса.

Нарушения голоса при хронических ларингитах обусловлены поражением нервно-мышечного аппарата гортани и несмыканием ых складок. Дефект голоса выражается утратой нормального звучания, сильной утомляемостью, иногда – невозможностью выполнения ой нагрузки. Характерны неприятные субъективные ощущения в горле – царапанье, першение, саднение, ощущение «комка», боль, давление.

В случае периферических параличей и парезов гортани голос может отсутствовать совсем или иметь хриплое звучание. Нарушение голоса сопровождается сильным речевым утомлением, рефлекторным кашлем, поперхиванием, расстройством дыхания. Дискоординация фонации и дыхания значительно утяжеляет дефект.

Нарушения голоса, связанные с доброкачественными и злокачественными опухолями гортани развиваются постепенно, по мере роста образований. После любого, даже щадящего оперативного вмешательства на гортани возникают преходящие ые нарушения. При удалении гортани человек полностью лишается голоса; при этом резко нарушается функция дыхания, поскольку происходит разобщение трахеи и глотки.

При центральных парезах и параличах гортани, наблюдаемых при дизартрии и анартрии, голос становится слабым, тихим, прерывистым, глухим, монотонным, нередко – с назальным оттенком.

Органические нарушения голоса, возникшие у ребенка раннего возраста, сопровождаются отставанием в речевом развитии, задержкой накопления словаря и развития грамматических структур, нарушением звукопроизношения, трудностями коммуникации и ограничением социальных контактов. Нарушения голоса, развившиеся во взрослом возрасте, могут обусловливать профессиональную непригодность.

Будучи периферическим функциональным нарушением голоса, фонастения является профессиональным «заболеванием» лиц голосоречевых профессий.

К проявлениям фонастении относятся невозможность произвольно регулировать звучание голоса, (усиливать или ослаблять), прерывание (осечки) и быстрая утомляемость голоса, охриплость. В остром периоде фонастении голос может пропадать совсем.

В большинстве случаев фонастения не требует лечения; голос восстанавливается самостоятельно после периода отдыха.

При гипотонусной дисфонии вследствие пареза внутренних мышц гортани развивается несмыкание ых складок, что проявляется осиплостью голоса, ым утомлением, болями в мышцах шеи и затылка; в тяжелых случаях возможна только шепотная речь. При гипертонусной дисфонии, обусловленной тоническим спазмом гортанных мышц, голос искажается, становится глухим, грубым; при афонии – не возникает совсем.

Патологическая мутация может выражаться в сохранении высокого звучания голоса после истечения пубертатного периода, неустойчивости голоса (чередовании низких и высоких тонов), дисфоничном звучании и т. д.

Функциональное нарушение голоса центрального характера (истерический мутизм, психогенная афония) характеризуется полной одномоментной потерей голоса, невозможностью шепотной речи, но при этом сохранным звучным смехом и кашлем. Важным дифференциальным признаком является изменчивость формы несмыкания ых складок. Течение психогенного нарушения голоса длительное, возможны неоднократные рецидивы после восстановления голоса.

Установление причин нарушений голоса проводится отоларингологом, фониатром, неврологом; исследование основных характеристик голоса – логопедом.

Для выявления анатомических или воспалительных изменений ого аппарата выполняется ларингоскопия; с целью оценки функции ых складок – стробоскопия. В диагностике опухолевых поражений незаменимы рентгенография и МСКТ гортани.

Для получения сведений о функции мышц гортани проводится электромиография. С помощью электроглоттографии оцениваются изменения ого аппарата в динамике.

Логопедическое обследование включает оценку анамнеза, жалоб, особенностей голоса, характера голосообразования и ой атаки, физиологического и фонационного дыхания, темпо-ритмических и интонационных характеристик речи; определение времени максимальной фонации.

лечебной работы при различных нарушениях голоса зависит от причин и характера расстройства фонации. Так, при функциональных нарушениях голоса решающее значение придается общеукрепляющему лечению, массажу передней поверхности шеи, ЛФК, физиотерапии, соблюдению ого режима.

При органических нарушениях голоса проводится общая и местная медикаментозная терапия (эндоларингеальное введение лекарственных препаратов, ингаляции), по показаниям – хирургическое лечение ЛОР-патологии (удалении избыточной ткани ых складок, резекция гортани, ларингэктомия и др.

).

Логопедическую работу по восстановлению нарушений голоса следует начинать как можно раньше, чтобы предупредить фиксацию патологической голосоподачи, добиться лучших результатов, предотвратить развитие невротических реакций на дефект.

Основные направления коррекционной работы включают психотерапию, коррекцию дыхания, развитие координации фонации и артикуляции, автоматизацию достигнутых навыков и введение голоса в свободное речевое общение.

На логопедических занятиях по коррекции дисфонии используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, фонопедические упражнения. У больных после экстирпации гортани проводится работа над формированием пищеводного голоса.

Восстановленным считается громкий голос при правильном речевом дыхании, отсутствии утомляемости и неприятных субъективных ощущений. Примерные сроки логопедической работы при нарушениях голоса составляю 2-4 месяца.

Эффективность коррекции нарушений голоса во многом зависит от их причины, сроков начала лечения и логопедических занятий. При грубых анатомических изменениях ого аппарата и центральных параличах обычно удается достичь лишь той или иной степени улучшения.

Нарушения голоса функционального характера, как правило, устраняются полностью, однако при несоблюдении рекомендаций логопеда возможны рецидивы. Важное значение в успехе коррекции нарушений голоса принадлежит организованности и настойчивости пациента.

С целью предупреждения нарушений голоса необходимо воспитание правильных ых привычек (не форсировать голос), профилактика простудных заболеваний, отказ от курения и алкоголя, приема чрезмерно охлажденной и горячей пищи.

Лица голосоречевых профессий должны владеть навыками диафрагмального дыхания и правильной голосоподачи. Любую, даже самую малую, простуду недопустимо переносить на ногах; в период болезни следует соблюдать щадящий ой режим.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/speech-disorder/dysphonia

Дисфония, Афония, Фонастения – нарушения голоса. – Логопед ОНЛАЙН

Афония: классификация и причины потери голоса, диагностика патологии

Нарушения голоса.

Голос – это совокупностьразнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результатеколебания эластических ых складок.

Звук голоса колебания частиц воздуха, распространяющихся ввиде волнсгущения и разрежения. Источникомзвука человеческого голоса является гортань с ыми складками.

Высота звукасубъективное восприятиеорганом слухачастоты колебательныхдвижений. Чем чаще совершаютсяпериодические колебания воздуха, тем выше мы воспринимаем звук.

Качество высотызвука зависит от частоты колебательных движений ых складок в 1 сек.

Сколько смыканий и размыканий осуществляютони в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладочноговоздуха пропустят, такова будет и частота рожденного звука, т.е. высота тона.Измеряется в Гц.

Сила голоса, его энергия, мощностьопределяются интенсивностью амплитудыколебаний ых складок и измеряются вдецибелах. Чем больше амплитуда колебательных движений , тем сильнее звучитголос.

Сила голоса находится в прямой зависимости от подскладочного давлениявоздуха, выдыхаемого из легких.

При нарушении определенных координационныхвзаимоотношений между натяжением ых складок и воздушным давлением голосможет потерять силу, звучность и изменить тембр.

Тембр или окраска звука являетсясущественной характеристикой качества голоса. Он отражает акустический составсложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний. Все звуки речи сложные.

Они состоят из основного тона, определяющего высоту, и многочисленных обертоновболее высокой, чем основной тон, частоты. Частота обертонов обычно в 2,3,4 ит.д. раз больше, чем частота основного тона голоса.

Возникновение обертоновсвязано с тем, что ые складки колеблются не только своей длиной,воспроизводя основной тон, но и отдельными частями. Эти частичные тоны даютобщую форму колебания, которая и определяет тембр.

Резонанс резкое возрастание  амплитуды колебаний, возникающее присовпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебанийсистемы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука,возникающего в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостяхгрудной клетки и надставной трубки.

Выделяют два основных резонатора – головнойи грудной. Под головным (или верхним) понимаются полости, расположенные вышенебного свода, в лицевой части головы. При использовании этого резонатора голосприобретает яркий полетный характер, а у говорящего возникает ощущение, чтозвук проходит через лицевые кости черепа.

При грудномрезонировании ясноощущается вибрация грудной клетки. Резонатором здесь могут быть единственныевоздушные полости – трахея и крупные бронхи. Тембр голоса при этом мягкий.Хороший полноценный голос одновременно озвучивает головной и груднойрезонаторы.

Взаимосвязанная система резонаторов накапливает звуковую энергию ив свою очередь, влияет на источник колебаний – работу ых складок.

Оптимальные условия для функции ого аппарата появляются  при создании в надскладочных полостях  (надставной трубке) определенногосопротивления порциям подскладочного воздуха, который проходит сквозьколеблющиеся ые складки. Это сопротивление называют импедансом, при егосоздании ые складки работают с малой затратой энергии хорошимакустическим эффектом.

Нарушениеголоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологическихизменений ого аппарата. (Волкова)

Афония– полное отсутствие голоса .

Дисфония– частичные нарушения высоты, силы и тембра голоса.

Симптоматика.

Дисфония проявляется в хрипоте, гнусавости,слабости, осиплости голоса, свистящем и шумном дыхании (стридор), может бытьмучительный кашель, речь затруднена.

Утрата силы, звучности, искажений тембра,отмечаются ое утомление и целый ряд субъективных ощущений связанных ссенсорными расстройствами: помехи, комок в горле, налипание пленок, постоянноепершение  с потребностью откашляться,давление и боли. При афонии отсутствует голос, но сохраняется шепотная речь.

Прогноз.

Афония и дисфония могут быть как врожденными, так иприобретенными в любом возрасте. Хорошо поддаются лечению, при условии точногоопределения причин нарушения и своевременном начале терапии.Самостоятельно неисчезают. Спонтанное развитие дефекта всегда отрицательное.

Нарушения голоса, как правило, не влияют наформирование речевой системы. Только особо тяжелая патология раннего возрастаотрицательно сказывается на развитии речи. Это иногда наблюдается у детей смножественными папилломами и рубцовыми стенозами гортани, если заболеваниеначалось до формирования речи.

Многократные операции, нарушение дыхания черезестественные пути при отсутствии голоса вызывают соматическуюослабленностьребенка и могут явиться причиной задержки психического развития и речи,отклонений в эмоционально-волевой сфере. Дети чувствуют свою неполноценность,становятся замкнутыми, неуравновешенными, капризными, с трудом вступают вконтакт.

Они с затруднениями овладевают правильным звукопроизношением, словарьих беден, что влияет на успешность обучения в школе. Такие осложненные случаи чащевстречаются в неблагополучных семьях, где детям не уделяют должного внимания. Вболее легких случаях НГ дети к своему состоянию относятся спокойно. Некоторыеиз них критически осознают дефект, стремятся к его устранению.

Другие себя неслышат, остаются равнодушны к искаженному голосу.

Взрослые независимо от степени дефекта тяжелопереживают нарушения голоса. Одна из главных причин, определяющих остротупереживаний, – это роль голоса в трудовой деятельности.

Длительное нарушениеголоса создает угрозу профессиональной непригодности, которая при некоторойпредрасположенности и астенизирующих факторах приводит к развитиюневротического состояния.

Появляется страх перед публичными выступлениями,общая утомляемость, неуверенность в себе, тревога, бессонница, пониженноенастроение.

Классификация  нарушений голоса:

По месту и причине возникновения Нарушения голосаделятся на:

Центральныеорганические. Центральные парезы и параличи гортанизависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящихпутей. У детей встречается при детском церебральном параличе.

Центральныефункциональные.  Функциональная или психогеннаяафония. Возникает внезапно как реакция на психотравмирующую ситуацию у лиц,склонных к истерическим реакциям, чаще у девочек и женщин.

При полномотсутствии голоса сохраняются звучный кашель и смех, что является важнымдиагностическим признаком. Форма несмыкания ых складок при обследованииочень изменчива, что также свидетельствует о психогенном характере нарушения.

Функциональнаяафония может протекать длительно, а после восстановления голоса возможнырецидивы.

Периферическиеорганические.Дисфония и афония, возникшие врезультате хронических ларингитов, парезов и параличей гортани, после удаленияопухолей и папиллом, в результате рубцовых изменений гортани.

Хронические ларингиты приводят к своеобразнымизменениям слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и к поражению еенервно-мышечного аппарата, что дает несмыкание ых складок, стойкийдефект голоса, сопровождающийся неприятными ощущениями в глотке и в  гортани. Голос теряет нормальное звучание,появляется сильная утомляемость, вплоть до полной невозможности едения.

При травмах и инфекционных пораженияхнижнегортанного и возвратного нерва возникают периферические парезы и параличигортани. Более распространены односторонние нарушения, дающие нарушения голосаи\или дыхания.

Часто причиной органических нарушений голосаявляются опухоли и состояния после их удаления. Доброкачественные опухоливстречаются у детей и взрослых чаще злокачественных.

Множественные папилломычаще наблюдаются у детей, они могут распространяться по всей гортани  и рецидивировать после удаления.

Раннийпапилломатоз  с нарушениемой и дыхательной функций может отрицательно влиять на формирование всейречи и личности ребенка.

Врожденныеорганические периферические нарушения голоса:

  • Врожденный порок развития гортани. Возникает в процессе эмбриогенеза, у больных с нарушенной структурой хрящевой ткани провисает надгортанник, вход в гортань не полностью открывается, что проявляется отрывистым и шумным вдохом(это так называемый врожденный стридор).
  • Врожденный подой  стеноз гортани— частая причина сужения дыхательных путей в детском возрасте, проявляющегося дисфонией или афонией. Полное или частичное недоразвитие ых складок у детей сопровождается одышкой, хрипами, кашлем.
  • Ангиомагортани — сосудистая патология, являющаяся следствием нарушенного внутриутробного развития кровеносной и лимфатической систем. Развивается заболевание под воздействием инфекций, травматического повреждения, гормонального дисбаланса в гестационном периоде.

Периферическиефункциональные. Наиболее распространенными  и многообразными являются функциональныенарушения голоса.

Они не сопровождаются воспалительными или какими-либоанатомическими изменениями гортани.

Причинами функциональных периферическихдисфоний и афоний могут быть: ое переутомление, плохая постановкаголоса, различные инфекционные заболевания и влияние психических факторов.

Функциональные периферические нарушения голоса:

·        Фонастения.Имеет профессиональный характер, развивается у лиц голосоречеых профессий.Проявляется фонасения в нарушении координации дыхания и голоса, невозможностиуправлять голосом – усиливать и ослаблять зучание

·        Гипотонуснаяафония и дисфония обусловлена, как правило, двустороннимимиопатическими парезами, т.е. парезами внутренних мышц гортани. Они возникаютпри некоторых инфекциях (ОРВИ, гриппе, дифтерии), а также при сильномперенапряжении голоса. Страдают мышцы, суживающие ые складки.

Прифункциональных нарушениях внутренних мышц гортани повреждение затрагивает однумышцу, чаще одну пару мышц (поскольку почти все они парные). При гипотонусеые складки в момент фонации полностью не смыкаются, между ними остаетсящель, форма которой зависит от того, какая пара мышц страдает.

Патология голосаможет проявляться от легкой осиплости до афонии с явлением огоутомления, напряжения и боли в мышцах шеи, затылка и грудной клетки.

·        Гипертонуснаяафония и дисфония связаны с повышением тонуса ых мышцс преобладанием тонического спазма в момент фонации. Причины их возникновенияполностью не изучены, но развиваются спастические дисфонии и афонии у лиц,форсирующих голос.

Гипертонус может охватывать ые и вестибулярныескладки. При попытках фонации голос не возникает совсем, или появляется резкоискаженный, глухой звук. Иногда наблюдается отсутствие смыкания ыхскладок (гипотонус) с напряженным смыканием вестибулярных (гипертонус).

Образующийся при этом специфический  грубый, монотонный звук называютложноскладочным.

Перегрузка ого аппарата при несоблюденииохранительного режима в период мутации может привести  к нарушению функции  внутренних мышц гортани в виде гипо- игипертонуса.

Причины возникновения нарушений голоса:

Врожденный порок развития гортани. 

Врожденный подой  стеноз гортани

Ангиома  гортани

Хроническийларингит, воспаление различных отделов дыхательной системы

Доброкачественныеи злокачественные новообразования гортани

Неврологическиезаболевания

ДЦП

Астеническиесостояния

Миастения

Эндокринныенарушения

Травмыого аппарата

Острыеинфекционные заболевания (грипп, ОРВИ, ангина…)

Обструкциядыхательных путей инородными телами

Операциина органах шеи

Перенапряжениеголоса, частый и продолжительный крик у детей

Химическиеожоги

Профессиональныефакторы.

Психологическиефакторы.

Источник: https://www.sites.google.com/site/logopedonlain/home/disfonia

Кабинет Доктора
Добавить комментарий