Меры профилактики наркозависимости среди подростков

Профилактика наркомании

Меры профилактики наркозависимости среди подростков

Наркоманией называют сформировавшуюся у человека потребность к постоянному употреблению различных средств, оказывающих одуряющий эффект и дающих обманчивое ощущение счастья, прилива сил, раскрепощения и физического благополучия.

Постепенно вне периодов действия наркотиков состояние организма ухудшается, развивается абстинентный синдром, формируются множественные внутренние патологии, возникает повышенный риск передозировки.

Борьба с наркотиками и забота о здоровье населения – задача, которая стоит перед любым развитым социумом.    

Основные методы борьбы и мероприятия против наркомании

Действенная борьба как с употреблением, так и распространением наркотических веществ должна быть мероприятием комплексным, включающим несколько методов:

  1. Информационную работу, в результате которой СМИ и Интернет-ресурсы просвещают население относительно вреда приема наркотиков и последствий зависимости. В учебных заведениях проводятся соответствующие лекции.
  2. Профилактические мероприятия включают выявление и устранение властями мест хранения, распространения наркотических веществ, каналов поставок, регулярное тестирование для выявления зависимых людей с их последующим лечением. Как показывает практика, тестирование в учебных заведениях зачастую вызывает негативную реакцию родителей, но при этом позволяет принимать своевременные меры для сохранения здоровья и жизни детей.
  3. Под медико-биологическим направлением понимают лечение наркотической зависимости в специализированных центрах, диспансерах с применением фармацевтических препаратов, применение которых также направлено на устранение сопутствующих хронических болезней, в том числе ВИЧ и гепатита.
  4. Репрессивные меры применяют в отношении производителей наркотиков и их распространителей.

Наркомания – негативное явление глобального масштаба, многие страны намерены усиливать деятельность, направленную на создание общества, не подвластного влиянию опасных веществ. С 1987 года решением Генеральной Ассамблеи ООН каждый год 26 июня отмечается Международный день борьбы с наркотиками, противозаконным оборотом этих средств.

Наркомания разрушает личность, физическое здоровье, угрожает жизни зависимых, контролирует духовное состояния индивидуумов, а незаконное распространение наркотических веществ ведет к расширению преступности.

Неудивительно, что к этой дате приурочено огромное количество просветительских акций и мероприятий, задача которых – пропаганда жизнедеятельности без наркотиков.

Наиболее важные мероприятия по профилактике наркомании – грамотно построенные беседы в учебных организациях, учитывая, что подростки больше взрослых подвержены негативному воздействию.

Совместные действия педагогического коллектива и родителей способны обеспечить высокую результативность принимаемых мер. Что касается СМИ, их работа направлена на широкое распространение сведений о пагубности зависимости, о предоставлении анонимной помощи, проведение массовых опросов.

Важным является способ подачи собранных сведений – их преподнесение в положительном ключе обеспечивает отсутствие отторжения в подростковой среде и среди людей с опытом употребления опасных препаратов.

Предупредить легче, чем лечить!

Консультация по профилактике наркомании – бесплатно!

Существует ряд методов воздействия на подростков, отличающихся повышенной результативностью при проведении профилактики зависимости:

  1. Доверительная беседа, позволяющая наладить наиболее плотный контакт и раскрывающая негативное воздействие опасных веществ на здоровье, социальную адаптацию, общение с окружением.
  2. Дискуссия, позволяющая вовлечь подростка в конструктивный диалог, призванный выявить проблему, получить максимальный объем информации, на которой будет строится последующая психологическая помощь.
  3. Лекция, обеспечивающая донесение важных сведений и повышающая интерес к проблеме. При этом материал должен быть максимально адаптирован к восприятию и применению подростками.
  4. Ролевые игры направлены на создание ситуаций, имитирующих формирование зависимости и ее последствий.
  5. Для невербального воздействия в группах применяют психологическую гимнастику, позволяющую переживать отдельные эмоции, создаваемые зависимостью и проявляемые в мимике, пантомиме, жестах и движениях.
  6. Тренинг поведения представляет собой групповые занятия, формирующие навыки общения в социуме. Благодаря возможности вариативности реакций удается рассматривать различные последствия отдельных видов поведения.
  7. Опросы, интервью, анкетирование, проводимые в письменной или устной форме позволяют проводить положительное воздействие на сознание подростков и выявлять их отношение к проблеме.

Способы профилактического воздействия

При организации работы необходимо грамотно подбирать способы воздействия на представителей всех слоев общества. Виды профилактики подразумевают определенные степени влияния на население, включающие:

  1. Первичную стадию по предотвращению приобщения к употреблению наркотиков. Основная стратегия подразумевает социальное воздействие, психологическую помощь для устранения внутренних проблемы личности, педагогические методы, состоящие из познавательных бесед и обучения. На данном этапе значительную помощь способны оказать представители СМИ и волонтеры.
  2. Вторичная профилактика призвана обеспечить максимальное выявление индивидуумов, имеющих зависимость либо предрасположенных к ней, имеющих опыт приобщения окружающих к употреблению наркотических веществ. На этом этапе также решаются вопросы по предотвращению рецидивов.
  3. Третичная профилактика подразумевает проведение мероприятий медицинского и психологического характера, призванных устранить болезненное пристрастие.

Еще один вид профилактики – деятельность социального педагога, представляющая собой важное звено в предотвращении развития проблемы.

Эта профессия характеризуется умением выполнения большого количества разноплановых задач в отношении индивидуума, склонного к формированию зависимости или уже имеющего ее.

Положительный результат достигается путем максимально индивидуального подхода к решению проблемы – специалист дает возможность пострадавшему высказаться, преподнося затем необходимую мораль осторожно и последовательно.

Профилактика наркомании в семье

Какой бы действенной ни была профилактика наркомании в сообществе, начинаться она должна с семьи.

Основной метод воздействия – пример старшего поколения, особенно когда речь идет о зависимостях и злоупотреблениях. Родители должны понимать – их грамотная позиция способна предотвратить развитие зависимости у ребенка.

Профилактика зависимости в семье возможна в случае присутствия доверительных отношений в совокупности с открытым общением.

При этом необходимо учитывать, что возрастная планка среди подростков, пробующих наркотики, становится все ниже, соответственно позиция отказа от их приема должна формироваться как можно раньше.

Опираясь на результаты проводимых среди наркоманов опросов, можно сделать малоутешительные выводы – многие родители не в состоянии общаться со своими детьми в нужном ключе, предпочитая скандалы и тактику запретов и диктатуры.

В итоге дети предпочитают получать советы на стороне, причем не у старшего поколения, а у сверстников.

В такой атмосфере проводить профилактические мероприятия невозможно и нецелесообразно, ребенок же не только не может рассчитывать на помощь, но и не в состоянии сопротивляться соблазнам, особенно если они исходят от друзей, которые не наказывают, не навязывают свои правила.

Однако и беседы не всегда результативны, если мнение оппонента не принято брать во внимание. Частая ошибка со стороны старшего поколение – игнорирование ребенка, наказание в случае совершения ошибки вместо разбора ситуации и помощи в ее исправлении.

В итоге к более старшему возрасту малыш успевает сформировать манеру поведения, исключающую откровения с родителями во избежание наказаний и нотаций.

Только в случае существования уважения к личности возможно взаимопонимание и положительные результаты профилактики зависимости в семьях.

Советы родителям: как уменьшить риск

Психологи рекомендуют родственникам соблюдать определенные правила, которые помогут снизить риск формирования зависимости:

  1. Паника – последнее дело, даже если замечен след инъекции. Часто первый прием происходит под давлением, поведение родителей не должно оттолкнуть ребенка и заставить его скрывать проблему.
  2. Важно сохранить доверие, отсюда недопустимость криков и запугивания, что только оттолкнет пострадавшего. Поспешные выводы недопустимы – не исключено, что первое знакомство с наркотическими веществами станет и последним. Лучший вариант – разговор на равных.
  3. Важно оказать всю возможную поддержку, при которой основная цель – донести до пострадавшего мысль, что даже при неправильном поведении любовь к нему никуда не уходит. Замалчивать проблему нельзя, сколь бы данная тема ни была болезненной.
  4. Необходимо поощрять здоровые интересы пострадавшего, его увлечения – они могут стать хорошей альтернативой приему наркотика. Неподдельная заинтересованность плюс личный положительный пример могут оказать значимую поддержку.

Особо важна помощь специалистов – слишком часто справиться с зависимостью самостоятельно невозможно. Необходимы консультации с психологами, психотерапевтами, наркологами, принуждение при этом недопустимо – человек должен осознать пагубное воздействие опасных веществ и стремиться избавиться от него. 

Источник: http://beznarkotikov-moscow.ru/stati/profilaktika-narkomanii-u-podrostkov.html

Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков

Меры профилактики наркозависимости среди подростков

Алкоголизм и наркомания являются одними из довольно распространенных вредных привычек среди подростков. Для этого существует множество различных причин — от физиологических до социальных. Качественная профилактика этих пагубных зависимостей должна быть одной из основных задач родителей и педагогов.

Причины распространения алкоголизма и наркомании среди подростков

Алкоголизм и наркомания могут развиваться из-за возрастных особенностей в психике подростка, который стремится доказать родителям, что он взрослый и уже не нуждается в их опеке. Фоном для закрепления вредных привычек могут стать гиперопека со стороны взрослых или, напротив, дефицит любви и внимания.

Помимо гормональных изменений в организме, подростковый возраст характеризуется еще и неустойчивостью психики. В возрасте 12-16 лет авторитетом для подростка являются не взрослые — родители и учителя, а компании сверстников. Подавляющее большинство подростков крайне болезненно воспринимают статус «белой вороны» и хочет как можно скорее повысить свой авторитет в их глазах.

В группе риска развития алкоголизма и наркомании находятся подростки, имеющие поражения центральной нервной системы в результате родовых травм или заболеваний, перенесенных в детстве. Поэтому для них важен существенный контроль за поведением со стороны родителей.

Со временем из вредных привычек алкоголизм и наркомания могут перерасти в болезненную зависимость и привести к серьезным проблемам. Как правило, юноши и девушки, впервые пробующие спиртные напитки или наркотики, редко задумываются о долгосрочных последствиях этих увлечений.

Алкоголизм и наркомания приводят к следующим негативным последствиям для жизни человека:

  • потере самоконтроля в состоянии алкогольного и наркотического опьянения;
  • риску развития различных заболеваний;
  • потере трудоспособности;
  • конфликты в семье;
  • риск правонарушений и преступлений.

Внешний вид алкоголика непривлекателен. Как правило, у людей, употребляющих спиртные напитки в больших количествах, красноватый цвет лица, тусклые волосы, плохое состояние кожи, в далеко зашедших стадиях человек худеет, но у него накапливаются отеки в полости живота, появляются и другие признаки поражения печени.

У наркоманов красные и мутные глаза, бледная кожа, следы от уколов шприцем на руках или в паху, его поведение становится неадекватным. Все вышеперечисленное уже является симптомами необратимых изменений в организме, за которыми следует полный распад личности, а затем и возможный летальный исход.

Важно как можно чаще демонстрировать подросткам все негативные стороны зависимостей.

Мероприятия по профилактике наркомании

Геморрой в 79% случаев убивает пациента

К сожалению, подростковая наркомания распространяется быстрее, чем принимаются меры по борьбе с ней. Но наркоманию, как и любую другую болезнь, легче предупредить, чем лечить. Поэтому профилактика наркомании должна стать обязательной частью образовательных программ.

Значительную роль в профилактике наркомании сегодня играет наглядная агитация при помощи документальных и художественных фильмов, а также социальных рекламных роликов. Визуальный контент пользуется достаточно широкой популярностью среди подростков и молодежи и направлен на развитие и поддержание навыков здорового образа жизни.

Если профилактика наркомании является основной целью фильма или видеоролика, то его содержание должно соответствовать следующим требованиям:

  • позитивное настроение;
  • информация о трагических последствиях наркомании;
  • отсутствие сцен употребления наркотиков;
  • участие квалифицированных специалистов — наркологов, психологов и работников правоохранительных органов;
  • понятный и доступный вывод.

Другим профилактическим направлением в борьбе с наркоманией является санитарно-просветительская работа в учебных заведениях. Она включает в себя следующее:

  • лекции и семинары о проблемах подростковой наркомании;
  • рассказ о тяжелых последствиях наркомании для здоровья человека — отравлениях и смертях от наркотиков;
  • обучение приемам выявления наркотического опьянения.

Проводить семинары и лекции должны медицинские специалисты — психологи, наркологи, сотрудники реабилитационных центров.

Разумеется, если наркотики изначально не интересны подростку, то и риск возникновения зависимости сводится к минимуму.

Поэтому не менее эффективным средством борьбы с наркотизацией молодежи будет достойная альтернатива употреблению наркотиков. Чаще всего это серьезные увлечения в виде спорта, творчества или хобби.

Для родителей и педагогов особенно важно поддерживать подростка в его увлечениях.

Пропаганда здорового образа жизни и профилактические меры следует начинать в начальной школе и продолжать до старших классов. Таким образом, грамотная профилактика поможет существенно уменьшить число наркоманов, лишая наркотики привлекательности в глазах подростков.

Важность профилактики вредных привычек

Вредные привычки неизбежно приводят к ухудшению качества жизни человека, его здоровья и отношений с окружающими. Высокий уровень информированности об их последствиях существенно снижает риск их развития у подростков и молодежи.

Для успешной профилактики следует донести до них мысль о том, что курение, алкогольная и наркотическая зависимость, а также игромания — не безобидные шалости, а болезни, имеющие далеко идущие социальные и психологические последствия.

Профилактические меры могут быть самыми разными — от серьезных бесед с психологами и педагогами, произведений искусства — песен популярных исполнителей и кинофильмов — до самых необычных, но от этого не менее эффективных.

Например, в США были выпущены специальные пепельницы со встроенным звуковым устройством. При тушении сигареты раздавался кашель курильщика. А японские изобретатели предложили курильщикам зажигалку, которая при прикуривании играла похоронный марш.

Для многих людей эти, на первый взгляд, шутливые предупреждения — повод задуматься.

Безусловно, основы личности подростка закладываются в семье. Если с раннего детства он не видит вокруг себя людей, которые курят, злоупотребляют спиртными напитками или наркотиками, то вредные привычки не будут привлекательными для них. Также будет минимальным и риск их общения в компаниях курильщиков или наркоманов.

Но, к сожалению, немногие семьи могут считаться гармоничными. Конфликты в семье, разводы родителей или другие стрессовые ситуации могут привести юношу или девушку к вредной привычке или негативному влиянию сверстников.

Поэтому работа с подростками, подверженными вредным воздействиям, должна стать результатом совместных усилий учителей, психологов и специалистов правоохранительных органов.

Чем больше поддержки получает подросток в семье и школе и чем больше в его жизни позитивных увлечений и информации об окружающем мире, тем меньше риск развития зависимости и тем лучше его перспективы в учебе, карьере и личной жизни в будущем.

Источник: https://illnessnews.ru/profilaktika-alkogolizma-i-narkomanii-sredi-podrostkov/

Первичная профилактика наркомании у подростков

Меры профилактики наркозависимости среди подростков

В современном обществе вопрос злоупотребления психоактивными веществами среди молодежи стоит очень остро, имеет тенденцию к обострению в последние годы. Существует устойчивое «омоложение» современной российской наркомании, которому предшествует ранний алкоголизм у детей и подростков. Психоактивные вещества прочно вошли в молодежную субкультуру в целом.

Ранняя наркотизация и формирование зависимости у подростков влечет за собой̆ снижение социальной̆ роли, нарушение личностного роста, разрушение ценностных ориентаций, семейных отношений подростка, в конечном итоге ставит под сомнение возможность формирования полноценной̆ личности [4].

Проблема эффективности первичной профилактики наркомании среди подростков остается актуальной.

  Ведь несмотря на значимость и наличие разнообразной методической литературы и рекомендаций по организации профилактических мероприятий по борьбе с наркоманией в подростковой и молодежной среде, эта система профилактических мероприятий зачастую неэффективна, и не приносит каких-либо положительных результатов.

Многие исследователи проблемы употребления наркотиков среди молодежи отмечают необходимость системного подхода к профилактике этого явления. Обычно речь идет о структурной организации всех систем профилактики – школ, семей, досуга и т.д., а также об их организованном взаимодействии [3].

Период полового созревания полон желания заявить о себе и выглядеть как взрослый, выделяться среди сверстников, завоевывать лидерство в классе, приобретать любимое хобби и решать свои проблемы самостоятельно.

Проблемы подростков можно разделить на три группы: социально-психологические, естественно-культурные и социокультурные.

Социально-психологические проблемы связаны с формированием самосознания молодых людей, их самоопределением, самореализацией, самоутверждением и саморазвитием.

Первичная профилактика наркотической зависимости предназначена для предотвращения начала употребления наркотиков лицами, которые ранее не употребляли их.

Он преимущественно социальный, самый массовый, ориентирован на широкое население детей, подростков и молодых людей и стремится сократить число людей, у которых может быть это заболевание, и усилия направлены не столько на предотвращение развития болезнь сколько на способность поддерживать или улучшать здоровье. Сформировав активный, функциональный, адаптивный образ жизни человека, можно укрепить здоровье и предотвратить развитие заболевания.

Это может быть достигнуто несколькими способами:

  • развитие и усиление мотивации для позитивных изменений в собственном образе жизни человека и в среде, с которой он взаимодействует;
  • направляет процесс осознания индивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных проявлений своей личности, своего окружения;
  • усиление факторов адаптации или стрессоустойчивости, ресурсов человека и окружающей среды, которые снижают восприимчивость к заболеванию;
  • развитие процесса самоуправления индивида с его жизнью (управление самосознанием, поведением, изменениями, развитием);
  • развитие процесса социальной поддержки.

Министерство образования Российской Федерации рекомендовало модель позитивной наркологической профилактики.

Система позитивной профилактики ориентирована не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на потенциал здоровья, который защищает от возникновения проблем – развитие и раскрытие психических и личностных ресурсов, поддержку молодого человека и помощь в самореализации его собственной жизненной цели.

Современный подход к решению проблемы токсикомании предполагает приоритет профилактической работы, которая должна начинаться до «критического возраста», то есть дети дошкольного и младшего школьного возраста становятся основным объектом профилактической работы, при этом особое внимание уделяется профилактической работе в образовательных учреждениях.

В настоящее время при проведении мероприятий посвящённых профилактике наркомании среди подростков, основным направлением работы выбирается информирование подростков о вреде психоактивных веществ.

Мероприятия позволяющие получить навыки необходимые для того, что подросток мог противодействовать давлению сверстников и асоциальных групп, проводятся недостаточно часто.

А родители в проведение профилактических мероприятий не включаются.

Ведущими аспектами профилактической деятельности в образовательной среде являются [3]:

1. социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных морально-нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, негативное отношение к тестированию и прием психоактивных веществ, в том числе препаратов, изменяющих психическое состояние;

2. психологический аспект, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных установок, положительных когнитивных а также умения быть успешным, чтобы иметь возможность сделать позитивный альтернативный выбор в трудных жизненных ситуациях, в том числе в ситуации с лекарственным снабжением;

3. образовательный аспект, формирующий систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях злоупотребления наркотиками.

У подростков чаще всего еще не сформировано отношение к наркотикам и людям, употребляющим их, а значительная часть подростков вообще не знает о вреде эпизодического употребления наркотиков. При этом не доверительные отношения в семье и частые ссоры между родителями и подростком являются неблагоприятным фактором относительно риска употребления наркотиков.

Профилактические мероприятия должны также учитывать специфику подросткового возраста (переход от детства к взрослой жизни): негативизм, бескомпромиссность, ригидность, пессимизм, нестабильность самооценки, склонность к саморазрушению (связанному с риском) и аффективному поведению, дисморфофобный синдром («страх перед уродством»), чувство неуверенности, беспокойства, одиночества, отсутствие эмоциональной близости с домохозяйством. Зачастую учитель, родители из-за физиологических, психологических возрастных изменений, происходящих с подростком, нелегко найти «общий язык», правильный подход к общению [1].

В задачи первичной профилактики употребления наркотиков среди подростков должно входить:

1) создание школ, свободных от психоактивных веществ;

2) выявление группы риска (по специально разработанным методическим рекомендациям);

3) работа с родителями;

4) работа с педагогическим коллективом школ.

Современная модель построения системы профилактической работы, направленной на снижение потребления психоактивных веществ, представляет собой, так называемый причинно-следственный подход, когда профилактическая деятельность направлена ​​на выявление и устранение факторов риска возникновения зависимости от наркотических веществ, а также причины употребления различных психоактивных веществ. Суть этой модели заключается в том, что она практически универсальна для самых разных целевых групп, поскольку способствует формированию общепринятых нормативных взглядов и позитивных стереотипов социальной активности. В то же время существуют различия в содержании мероприятий и приоритетов, но в то же время построение системы профилактики основывается на общих принципах гигиенического образования [2].

Пропаганда здорового образа жизни о вредности использования наркотических веществ не должна строиться на «тактике запугивания», с помощью которой пытаются защитить подростков от пристрастия к курению, употреблению алкоголя, наркотиков и других психотропных веществ.

Также важно указать на связь между употреблением наркотиков и болезнями. задача – не «запугать», а информировать, анализировать вместе с подростками противоречивые моменты, помогать им осознать и осмыслить важность этой проблемы и в будущем сделать правильный выбор.

Информация о профилактике употребления наркотиков должна быть правильно понята и воспринята подростками. Не нужно использовать сложные фразы, сложную терминологию и различные виды научных цитат в разговорах, беседах с подростками.

Не следует слишком далеко выражать негативное отношение – нужно помнить, что мотив убеждения должен быть позитивным.

Список литературы:

  1. Дергилева О.С. Особенности психологической профилактики наркопотребления развивающейся личности / О.С. Дергилева // Вестник института мировых цивилизаций. – 2016. – С. 90-96.
  2. Кондратенко Ю.В. Тренинговые методы первичной профилактики среди подростков группы риска употребления пав / Ю.В. Кондратенко // Общество с ограниченной ответственностью “Центр развития научного сотрудничества” – Новосибирск, 2014. – С. 82-86.
  3. Методические рекомендации по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде / автор-сост. А. А. Румянцева – Москва: ГБОУСПО Строительный техникум. – 2014. – №30. – 101 с.
  4. Проблема наркомании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nodrugs.ru/narcorussia-problems (дата обращения 30.03.2019).

Источник: https://sibac.info/studconf/science/lxix/142141

Памятка для родителей «Меры профилактики наркозависимости у подростков»

Меры профилактики наркозависимости среди подростков

Людмила Гребенюк
Памятка для родителей «Меры профилактики наркозависимости у подростков»

Памятка для родителей «Меры профилактики наркозависимости у подростков»

Как известно, наркомании и токсикомании трудно лечить и поэтому крайне актуальной является задача раннего выявления употребления психоактивных веществ (ПАВ) еще на начальной стадии.

Зачастую родителям и педагогам трудно ответить на вопрос: употребляет ли человек наркотические вещества. Для того чтобы развеять свои сомнения и подозрения, предлагаем вам ознакомиться с первыми признаками употребления психоактивных веществ.

Первые настораживающие признаки употребления ПАВ:

1. Опьянение без запаха спиртного;

2. Незнакомый странный запах от волос, кожи, выдыхаемого воздуха, одежды;

3. Нарушение сна: много спит или перестает спать;

4. Периодически много ест или совсем теряет аппетит;

5. Частые смены настроения, чрезмерная эмоциональность, которая может сменяться «уходом в себя», депрессией;

6. У ребенка постоянный насморк, он шмыгает носом и трет нос;

7. Замкнутость в отношениях с родителями, незаинтересованность происходящими событиями в семье;

8. Проведение свободного времени в компаниях асоциального типа;

9. Частые «зашифрованные» телефонные разговоры с незнакомыми людьми;

10. Резкое снижение успеваемости, увеличение количества прогулов занятий;

11. Потеря интереса к обычным развлечениям, привычному времяпрепровождению, спорту, любимым занятиям;

12. Потеря старых друзей, не желание находить новых;

13. Постоянно просит денег, не говорит на что;

14. Долгое отсутствие дома, при этом из дома пропадают вещи;

15. Изменилась речь, появились незнакомые слова;

16. Избегает раздеваться даже на пляже, постоянно ходит в одежде с длинными рукавами, даже в летнее время;

17. Стремление все закрыть на ключ: комнату, ящики стола, шкатулки и пр. ;

Среди вещей вас должно насторожить обнаружение:

1. Папирос;

2. Кусочков фольги;

3. Закопченных ложек;

4. Шприцов;

5. Игл от шприцов;

6. Резинок для внутривенных инъекций;

7. Пузырьков с таблетками;

8. Ампул с лекарствами;

9. Пустых упаковок из-под лекарств;

10. Простых ампул;

11. Кусочков ваты с высохшим лекарством;

12. Бритвенных лезвий со следами белого порошка или бурой грязи;

13. Пузырьков с марганцовкой;

14. Бутылок с уксусом, ацетоном, пятновыводителем, другими химикатами.

Типичные признаки зависимости от наркотиков:

1. Следы инъекций по ходу вен;

2. Периодическая смена цвета глаз;

3. Слишком узкие или слишком широкие зрачки;

4. Неестественный блеск глаз;

5. Невнятная, растянутая речь, неуклюжие движения при отсутствии запаха алкоголя;

6. Рецепты на наркотические вещества;

7. Пакетики со странным содержимым: порошком, сушеными грибами, иностранными однотипными марками;

8. Используемое химическое оборудование, без проявления интереса к химии, групповые химические эксперименты.

Если вы обнаружили у подростков указанные признаки, необходимо немедленно обратиться за помощью к специалисту!

«Телефоны доверия»:

-управления по борьбе с наркотиками ГУ МВД РФ по Ростовской области – 8 (863) 204-34-69 (круглосуточно);

– ГУ МВД РФ по Ростовской области – 8 863 249-24-77 (круглосуточно);

– ГБУ РО «Наркологический диспансер» – 8(863)240-42-57;

-анонимные кабинеты ГБУ РО «Наркологический диспансер» – 8(863)240-24-43; 8(863)240-60-70;

– Областного центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции – (863) 264-17-92; (863) 264-34-71 (медико-психологическая консультация);

– Реабилитационного центра для неблагополучных семей, несовершеннолетних детей и подростков – (863) 267-31-33.

ПОМНИТЕ, при раннем выявлении несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, токсические вещества профилактическая работа может проводиться психологом и врачом-наркологом, как в наркологических учреждениях, так и в учреждениях образования бесплатно!

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/pamjatka-dlja-roditelei-mery-profilaktiki-narkozavisimosti-u-podrostkov.html

Подростковая наркомания – Областная детская больница

Меры профилактики наркозависимости среди подростков

В России проблема употребления наркотиков подростками на сегодня приобрела ужасающие размеры. Еще лет пять назад 16-летний наркоман был клинической редкостью, сейчас же подростки составляют третью часть наркозависимых, обратившихся за медицинской помощью.

Особенности подростковой наркомании

Самое страшное то, что прием наркотиков у современной молодежи стал обыденным делом, можно даже сказать, традицией. Кажется, будто у сегодняшних подростков не употреблять наркотики считается неприличным и не современным.

  Подростковая наркомания, как утверждает статистика, стала настоящей эпидемией в стране. Данные Министерства внутренних дел России свидетельствуют, что 70% употребляющих наркотики – это подростки и молодежь.

По крайней мере, один раз принимали наркотические или токсикоманические вещества 56% мальчишек и 20% девчонок, а продолжают их употреблять 45% мальчиков и 18% девочек!

У многих школьников дома есть руководство по наркологии, а также имеется личный опыт употребления наркотических веществ. И это — подростки не из обычной средней школы, а будущая интеллектуальная элита страны…

Наркотики сегодня продаются довольно открыто, и даже распространяются через интернет. А медицинские препараты, содержащие наркотические вещества, в аптеках можно купить без рецепта.

Причины наркомании у подростков

Почему сегодня так распространена наркомания среди подростков? В первую очередь, потому, что подросток еще не сформировался как полноценная личность, он эмоционально слаб и чрезмерно любопытен.

Кроме того, подростку хочется быстрее стать взрослым, отличаться от других своих сверстников и решать проблемы самым легким способом.

Но, в силу своей незрелости подросший ребенок не понимает, что вредное пристрастие не помогает решать обычные жизненные проблемы, а приводит к новым, более серьезным. Такое проявление «взрослости», как наркомания, становится губительным для юного человека.

Первую дозу наркотика подросток обычно принимает в компании друзей, на дискотеке, в клубе и даже в школе. И делает он это исключительно из любопытства, наслушавшись о наркотическом «кайфе».

Но молодой человек не может понять, что эта эйфория скоротечна, и наркоманы употребляют наркотические вещества как раз в противоположных целях – не ради минутного удовольствия, а чтобы вернуться в состояние, нормальное для здорового человека.

Во многих случаях наркомания в подростковом возрасте начинается из-за личных  проблем, например, отсутствия радости жизни.

Если подросток не находит в своей жизни ничего хорошего, он не доволен всем, что его окружает, он решается попробовать смертельное зелье как спасительное средство.

Видя в наркотиках дорогу в мир наслаждений и радостной жизни, он не понимает, что выйти из этой иллюзии очень трудно, а порой даже невозможно.

Специалисты утверждают, что наркомания у детей и подростков имеет самую опасную причину – удовольствие.

Впервые попробовав коварный препарат, подросток испытывает необычайно приятные ощущения, которые стремится получить еще и еще.

В результате повторных приемов наркотического вещества появляется зависимость, причем, не только физическая , «ломка» в отсутствие дозы, но и психическая – зависимость от удовольствия, приносимого наркотиком.

Часто причиной развития наркомании у подростка является его дружба с ровесниками, имеющими опыт «наркоманской» жизни. Подростку, имеющему трудности в общении с родными, кажется, что друзья-наркоманы их отлично понимают, и вместе с наркотиками могут заменить ему семью и школу.

Специфика подростковой наркомании в том, что причиной ее развития может быть и совершенно противоположная ситуация. Подросток общается с очень благополучной компанией друзей, но стремиться быть в ней лидером. Для этого он начинает демонстрировать сверстникам свои различные способности, среди которых оказываются курение, употребление спиртного и наркотиков как признаки «взрослости».

Стадии подростковой наркомании

Выделяют четыре стадии развития подростковой наркомании.

Первая стадия – первый прием (или несколько приемов) наркотика. Подросток употребляет наркотический препарат «за компанию», провоцируемый более опытными сверстниками или ребятами постарше. Зависимости не возникает, эйфория на этом этапе подростковой наркомании слабо выражена.

Нередко преобладают неприятные физиологические эффекты, характерные для первого употребления психоактивных веществ. Основное значение первой стадии – устранение психологического барьера, исчезновение внутреннего запрета на прием наркотиков.

На этой стадии подростковой наркомании у многих пациентов формируется представление о безопасности наркотического вещества.

Вторая стадия – возникновение эйфории.

Подросток начинает чувствовать эйфорию в состоянии интоксикации и начинает рассматривать прием наркотика, как способ быстро и без особых усилий получить удовольствие.

Наркотическая зависимость на этой стадии подростковой наркомании отсутствует, продолжение употребления обусловлено приятными ощущениями и потребностью быть частью группы, разделять ее интересы.

Третья стадия подростковой наркомании – развитие психической зависимости. При слишком долгом перерыве между приемами подросток чувствует раздражительность, тревогу и беспокойство. Теперь поводом для дальнейших употреблений становится не только эйфория, но и потребность устранить неприятные ощущения.

Четвертая стадия подростковой наркомании – возникновение физической зависимости. При отмене наркотического препарата возникают очень неприятные, порой болезненные вегетативные и соматические симптомы (ломка). Проявления абстинентного синдрома зависят от характера употребляемого психоактивного вещества.

Признаки наркомании у подростков

Первые «звоночки» проблемы наркомании среди подростков могут проявиться с 6-7 лет. Если родители обнаруживают, что ребенок в этом возрасте курит, это повод для серьезного беспокойства.

Курение в таком юном возрасте говорит о том, что у ребенка есть склонность к наркотической зависимости.

Поэтому родители не должны медлить, а сразу же обращаться к психологу, пока семью не постигла настоящая беда.

Наркотическая зависимость может появиться даже после однократного приема наркотиков — этим и страшна наркомания. Первые признаки того, что подросток употребляет наркотические вещества, проявляются уже спустя неделю после начала их приема.

О том, что губительный механизм запущен в действие, говорят появившиеся проблемы с учебой, конфликты с учителями, родителями и сверстниками, поздние приходы домой, прогулы школьных уроков.

Подросток часто отсутствует дома, у него появляются новые, сомнительные знакомые, с которыми он ведет тайне разговоры.

Поведение наркомана также меняется. Подросток становится раздражительным, грубым, у него часто без причины меняется настроение, он стремиться к уединению. Наблюдаются нарушения сна и аппетита.

Существуют также и физические признаки, указывающие на то, что подросток пристрастился к наркотикам:

  • суженные или расширенные зрачки, независимо от освещения;
  • медленная и невнятная речь;
  • нарушение координации движений;
  • очень бледная кожа;
  • плохая память и депрессивное состояние.

Все эти изменения в состоянии и поведении подростка должны насторожить его родителей.

Последствия подростковой наркомании

Наркотические препараты крайне негативно влияют на незрелую репродуктивную систему подростка. У каждой третьей девочки, принимающей героин, прекращаются менструации, в остальных случаях, как правило, наблюдаются нарушения менструального цикла.

При подростковой наркомании, как у девочек, так и у мальчиков, возникают патологические изменения, приводящие к бесплодию и увеличивающие риск развития уродств плода. Из-за расстройств белкового обмена нарушается нормальный рост мышц.

В результате интоксикации возникают поражения печени и неврологические расстройства. Страдает психика, волевая и эмоциональная сфера. Подростковая наркомания влечет за собой повышение криминогенной активности.

Чтобы раздобыть деньги для приобретения наркотических препаратов, подростки могут начать воровать, грабить, заниматься проституцией или стать мелкими дилерами, распространяющими психоактивные вещества среди сверстников.

Характерная для подростковой наркомании неразборчивость при выборе половых партнеров оборачивается нежелательными беременностями, распространением сифилиса, ВИЧ, гонореи и других инфекций, передающихся половым путем. Риск развития сифилиса, ВИЧ и гепатита В еще больше увеличивается при инъекционном способе употребления.

Профилактика наркомании среди подростков

Курение, алкоголизм, наркомания в современном мире слишком помолодели. Нет никакой гарантии, что еще вчера скромный и вежливый ребенок из благополучной семьи не превратится в наркомана или алкоголика. Но нужно стараться избежать этой проблемы.

Что же следует делать, чтобы подросток не скатился на дно, превратившись в ненужного обществу наркомана, и не променял жизненные радости на иллюзию наркотического «волшебства»?

Прежде всего, профилактика наркомании у подростков, как и других вредных привычек, сводится к личному примеру его родителей. То, что с ранних лет видит ребенок, он считает нормой жизни.

Как родители относятся к курению, алкоголю, какие люди приходят в гости, как происходит общение и отмечание праздников – все это откладывается в сознании ребенка и формирует у него определенную модель поведения.

Наркотики и спиртное многими подростками рассматриваются как способ расслабления и ухода от напрягающей действительности. Но задача родителей – противопоставить такому пагубному расслаблению другие способы решения проблем, и объяснить подростку, что уход в иллюзорный мир – это мгновенное наслаждение, и оно не стоит загубленной молодой жизни.

Большое значение в профилактике подростковой наркомании имеет влияние педагогов и средств массовой информации. Молодые люди должны понять, что наркомания среди подростков – это путь к вымиранию человечества. И такую проблему лучше не допускать, чем затем пытаться от нее избавиться.

Если вы хотите уберечь своего ребенка от наркотиков, стройте свои отношения на доверии и искренности. Разговаривайте с подростком на серьезные темы о здоровье и жизни без вредных пристрастий. Объясняйте, что наркотики – всего лишь мишура, под которой оказывается пустота.

Источник: https://odb.tomsk.ru/useful-information/teenage-drug-addiction

Кабинет Доктора
Добавить комментарий