Полезные упражнения для формирования осанки у детей дошкольного и школьного возраста

Формирование правильной осанки у детей

Полезные упражнения для формирования осанки у детей дошкольного и школьного возраста

Формирование правильной осанки у детей в значительной степени зависит от окружающей среды.

В обязанности родителей, а также сотрудников дошкольных и школьных учреждений входит следить за правильным положением детей при стоянии, сидении и ходьбе, а также использовать упражнения, развивающие, главным образом, мышцы спины, ног и живота. Это нужно для того, чтобы у ребёнка развивался естественный мышечный корсет.

О позвоночнике и его изменениях

Позвоночник (позвоночный столб) является основной частью осевого скелета человека и состоит из 33–34 позвонков, которые соединены между собой хрящами, связками и суставами.

В утробе матери детский позвоночник выглядит как равномерная дуга. При появлении ребёнка на свет, его позвоночник выпрямляется и приобретает вид практически прямой линии. Именно с момента рождения начинает формироваться осанка.

При наличии навыка удерживания головы в поднятом состоянии, в шейном отделе позвоночника малыша постепенно возникает изгиб вперёд, так называемый, шейный лордоз. Если пришло время, когда ребёнок уже умеет сидеть, в грудном отделе его позвоночника также формируется изгиб, только обращённый назад (кифоз).

А если ребёнок начинает ходить, в поясничном отделе со временем образуется изгиб с выпуклостью, которая обращена вперёд. Это поясничный лордоз. Именно поэтому важно следить за дальнейшим правильным формированием детской осанки.

Об осанке и её нарушениях

Осанкой называют способность человека держать своё тело в разнообразных положениях. Она бывает правильной и неправильной.

Осанка считается правильной, если непринуждённо стоящий человек, находясь в привычной для него позе, не делает лишних активных напряжений и держит голову и корпус прямо. Кроме этого, он имеет лёгкую походку, слегка опущенные и отведённые назад плечи, направленную вперёд грудь, подтянутый живот и ноги, разогнутые в коленях.

При неправильной осанке человек не умеет правильно держать своё тело, поэтому, как правило, сутулится, стоит и передвигается на полусогнутых ногах, опустив плечи и голову, а также выставив вперёд живот. При такой осанке нарушается нормальное функционирование внутренних органов.

Различные нарушения осанки, будь то сутулость, лордоз, кифоз или сколиоз (боковое искривление позвоночника) – довольно часто встречаются у детей дошкольного и школьного возрастов. В основном, это дети либо физически ослабленные, либо страдающие какой-либо хронической болезнью, либо уже переболевшие тяжёлыми заболеваниями в раннем детстве.

Профилактика нарушений осанки

Профилактика любых нарушений, связанных с осанкой, должна быть комплексной и основываться на представленных ниже принципах.

Непрерывно развивающийся организм ребёнка на протяжении всего роста нуждается в полезных питательных веществах. Питание должно быть полноценным и разнообразным, так как от этого зависит, насколько правильным будет развитие мышц и костей.

Очень важны для здоровья детской осанки занятия физическими упражнениями, различными видами спорта (в особенности, ходьба на лыжах и плавание), гимнастикой, а также туризм, активные игры на свежем воздухе и др. Следует учитывать, что при физическом развитии не следует заставлять ребёнка совершать резких и быстрых нагрузок.

Во избежание проблем с осанкой необходимо не только организовать правильный режим дня (время прогулок, сна, бодрствования, питания и др.), но и строго соблюдать его, не делая никаких исключений, например, по выходным.

4.1. Комната должна иметь качественное освещение. Дополнительной настольной лампой должен быть оборудован детский письменный стол.

4.2. Высота стола должна соответствовать росту ребёнка. Существуют также особые парты, которые предназначены для коррекции осанки школьника.

4.3. Стул должен повторять изгибы тела. Правда, вместо такого ортопедического стула можно подкладывать за спину на уровне поясничного отдела тряпичный валик в дополнение обычному ровному стулу. Высота стула в идеале должна быть равна высоте голени. Используйте подставку для ног, если они не достают до пола.

4.4. Ребёнок должен сидеть так, чтобы спина его опиралась на спинку стула, а голова слегка наклонялась вперёд, а между телом и столом легко проходила ладонь ребром. При усаживании нельзя подгибать ноги под себя, так как это может привести к искривлению позвоночника и нарушению кровообращения.

4.5. В детской кровати должен быть ровный и твёрдый матрац. Благодаря такому матрацу масса тела ребёнка распределяется равномерно, а мышцы максимально расслабляются после вертикального положения туловища за весь день. Не допускайте того, чтобы ребёнок спал на мягкой поверхности.

Это провоцирует формирование неправильных изгибов позвоночника во время сна. Кроме этого, мягкий матрац стимулирует согревание межпозвоночных дисков, в связи с которым нарушается терморегуляция.

Что касается детской подушки, она должна быть плоской и располагаться исключительно под головой, а не под плечами.

  1. Грамотная коррекция обуви.

Правильный, точный и своевременный подбор детской обуви позволяет родителям избежать и даже устранить многие проблемы, такие как функциональное укорочение конечности, возникшее из-за нарушений осанки или компенсация дефектов стоп (косолапость и плоскостопие).

  1. Равномерное распределение нагрузок.

Известно, что чаще всего именно в школьном возрасте, когда у детей наблюдается стремительный рост костной и мышечной массы, они, к сожалению, приобретают искривление позвоночника.

Происходит это по причине того, что в таком возрасте позвоночник ребёнка не приспособлен к большим нагрузкам. Родители должны стараться не перегружать ребёнка при ношении им ранца, рюкзака или портфеля.

Помните, что по стандарту вес, который разрешено поднимать ребёнку, составляет 10% от общей массы тела.

Спинка у школьного ранца должна быть ровной и твёрдой, ширина его не должна быть больше ширины плеч.

Также ранец не должен висеть ниже пояса, а ремни на нём должны быть мягкими и широкими, регулироваться по длине.

Недопустимо в течение длительного времени ношение тяжёлых сумок на одном из плеч, что особенно актуально для девочек. В этом случае искривление позвоночника для них может стать неизбежной проблемой.

Что касается правильного переноса тяжестей, известно, что наклониться, взять тяжесть и поднять её – это огромная нагрузка на позвоночник и так делать нельзя. Правильным было бы сначала присесть с ровной спиной, затем взять, прижать к груди, подняться и отнести. И в качестве совета родителям: даже если вы сами не следуете этому правилу, научите ему вашего ребёнка.

Формирование правильной осанки

Стимулировать рост и развивать мышцы ребёнка можно смело начинать с момента его рождения. Так их рост и сила будут быстрее развиваться и преумножаться. Для грудных детей отличным помощником в этом является массаж (по назначению врача).

Малышу в возрасте 2-3 месяцев можно приступать делать упражнения на тренировку мышечных групп, отвечающих за удерживание тела в правильном положении.

Для этого достаточным будет при помощи ладоней поднять ребёнка, переведя из положения «лёжа» в положение «вверх», после чего недолго подержать его на весу.

В этой позиции мышцы и суставы малыша будут двигаться, тренируя при этом все мышечные группы.

После 1,5 лет в игровой форме с ребёнком можно начинать заниматься гимнастикой.

Вместе вы можете «колоть дрова», «по-кошачьи» выгибать спину, «качать воду», ходить по нарисованной линии, словно по канату, кататься по полу, проходить полосу препятствий и т.п.

Можно попросить ребёнка изобразить птичку: лечь на живот, «раскинуть крылья» (развести руки в стороны) и подержаться за щиколотки приподнятых ног.

Осанка ребёнка формируется до периода полового созревания. Всё это время необходимо следить за её формированием. Если у ребёнка уже возникло определённое нарушение, до наступления этого периода оно может быть исправлено.

Ребёнок при этом должен регулярно посещать врача-ортопеда, находясь у него на диспансерном учёте и проходить все доступные виды лечения.

Это может быть лечебная физкультура, плавание, массаж, физиотерапия, мануальная терапия, а также хирургическое лечение (по показаниям).

Полезные упражнения

Для формирования правильной осанки у детей, а также профилактики её нарушений в процессе занятий утренней гимнастикой, физической культурой и во время физкультминуток в домашних условиях и, главным образом, в дошкольных и школьных учреждениях можно использовать различные полезные упражнения. Ниже приведены примеры таких упражнений.

  • Ребёнок стоит на одной ноге или ходит по бревну.
  • Держа за спиной обруч, ребёнок делает наклоны в стороны.
  • Держа в руках гимнастическую палку, ребёнок приседает, стоя на носках.
  • Разведя руки в стороны, ребёнок делает наклоны назад.
  • Поставив ноги врозь и держа в руках гимнастическую палку, ребёнок, прогнувшись, делает наклоны вперёд.
  • Ребёнок поднимает ноги вверх, лёжа на спине.
  • Ребёнок ползает на четвереньках.
  • Ребёнок, сохраняя правильную осанку, ходит, удерживая какой-либо груз на голове.
  • Опущенными руками ребёнок держит гимнастическую палку за концы и поднимает руки вверх, заводя палку за спину, после чего чередует наклоны влево и вправо.
  • Используя турник или шведскую стенку, ребёнок, крепко обхватывая руками перекладину, сгибает ноги под прямым углом и находится в таком положении в течение нескольких секунд.
  • Находясь в положении «ноги вместе, руки опущены», ребёнок отводит правую ногу назад, а руки разводит в стороны и замирает, после чего повторяет упражнение с левой ноги.
  • Лёжа на спине, ребёнок при помощи ног «крутит педали велосипеда» или изображает «ножницы».
  • Лёжа на животе, ребёнок приподнимает согнутые в коленях ноги, обхватывает лодыжки руками и начинает покачиваться, как лодочка на волнах.
  • Стоя перед зеркалом, ребёнок, чередуя, сначала нарушает, а потом исправляет осанку.
  • Ребёнок прислоняется к стене пятью точками (затылок, лопатки, ягодицы, икры и пятки). Эти точки являются основными изгибами нашего тела наружу и в норме должны соприкасаться со стеной. После этого он выполняет различные движения, к примеру, приседания или разведение ног и рук в стороны, напрягая мышцы в среднем по 5 секунд.

Заключение

Дорогие родители, напоминать и говорить ребёнку «Сядь прямо» или «Не сутулься» конечно, нужно, но этого всё же недостаточно.

Начинайте беспокоиться о здоровье своих малышей ещё «с пелёнок» и обязательно найдите время для занятий с ними. Важным моментом в формировании правильной осанки ребёнка является личный пример.

Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, держите спину ровно и будьте здоровы!

Источник: https://azbyka.ru/zdorovie/formirovanie-pravilnoj-osanki-u-detej

Комплекс упражнений при искривлении осанки у детей и подростков

Полезные упражнения для формирования осанки у детей дошкольного и школьного возраста

(2 5,00 из 5)
Загрузка…

Для многих родителей является актуальной проблема правильной осанки у ребенка. К сожалению, много причин сейчас приводят к неправильному формированию детской осанки.

Это может быть неправильный сон, постоянное сидение, привычка сутулиться и так далее. А ведь неправильная осанка – это не только некрасиво, но и опасно для здоровья.

Правильный  комплекс упражнений при искривлении осанки у детей помогает решить проблему, ведь позвоночник малыша еще не сформировался, а значит, он легко идет на изменения.

Немного о правильной осанке

Под правильной осанкой принято понимать положение тела, при котором голова немного приподнята, плечи развернуты, лопатки приближены к позвоночнику, не выступая при этом, а линия живота не выходит за уровень грудной клетки.

Правильная осанка – залог здоровья. И это не просто громкие слова. Важно отнестись к этому ответственно, поскольку искривление позвоночника и нарушения в работе мышц спины провоцируют серьезные нарушения в работе внутренних органов. Ребенок с искривленной спиной больше подвержен простудам, бронхиту, гастриту, запорам, проблемам в развитии сердца и легких.

За позвоночником малыша нужно следить с самых ранних лет. Нужно просто и доступно объяснить ребенку, что если он будет неровно держать спинку и неправильно сидеть, может заболеть. Важно взять за правило делать с малышом легкие упражнения для профилактики – это предотвратит многие неприятности.

Нарушения осанки достаточно часто проявляются в школьном возрасте. Школьникам приходится подолгу находиться в одном и том же положении, мышцы постоянно напряжены, они устают, возникает боль. Для снятия напряжения ребенку нужно постоянно менять положение, изгибать позвоночник и отклоняться в сторону.

Если у ребенка замечаются такие симптомы, как постоянная утомляемость, неуклюжесть, головная боль и боль в шее, он отказывается от активности, жалуется на хруст суставов и боль в конечностях в процессе движения, важно проконсультироваться с врачом. Не занимайтесь самолечением, иначе можно только усугубить ситуацию.

Только специалист может определить уровень нарушения осанки и посоветовать процедуры, которые будут полезны в вашем случае.

Формирование осанки является достаточно длительным процессом, начинающимся с рождения и длящимся до 25 лет.

Особое внимание нужно обратить на осанку в период, когда малыши активно растут – 5-6 лет у дошкольников, а также подростковый возраст: 11-13 лет у девочек и 13-15 лет у мальчиков.

Чтобы избежать нарушения осанки у детей, придерживайтесь следующих принципов:

  • Правильная организация сна. Нужно применять жесткий матрас и специальную ортопедическую подушку, что поможет обеспечить правильную работу позвоночника. Постарайтесь приучить малыша спать на спине.
  • Борьба с малоподвижностью. Обращайте внимание на то, чтобы ребенок вел активный образ жизни, больше гулял, играл в подвижные игры.
  • Правильный подбор обуви. Старайтесь покупать обувь с супинатором, которая поможет обеспечить правильную походку. Также следите за тем, чтоб ребенок не искривлял ступни при ходьбе.
  • Контроль нагрузки на позвоночник. Следите за тем, чтобы она была равномерной. Не разрешайте носить чрезмерно тяжелые портфели и постоянно носить сумку на одном плече.
  • Правильная ходьба. Важно избавить ребенка от привычки стоять, опираясь на одну ногу. Это провоцирует косое положение тела, что приводит к неправильному изгибу позвоночника в свою очередь.
  • Правильный выбор мебели. Мебель нужно подбирать с учетом возраста и индивидуальных особенностей малыша. Приучите его правильно сидеть за столом. Оптимальное расстояние между столом и глазами – 30-35 см. В такой позиции осанка будет максимально правильной, и позвоночник будет разгружаться. Стулья лучше использовать со спинкой. Пусть ребенок не ложится на стол. Если он ощущает усталость в спине, пусть сделает перерыв – полежит или подвигается.

Упражнения для исправления осанки у детей

Существует большое количество комплексов упражнений для осанки детям. Ниже вы найдете базовый комплекс, который можно применять как для исправления осанки, так и для профилактики ее нарушений.

  • Нужно ходить на месте, удерживая осанку ровной на протяжении 10-15 минут.
  • Выполните десять приседаний, вытягивая руки перед собой и удерживая спину ровной.
  • Стоя ровно, нужно поочередно расслабить все мышцы тела, а затем напрячь их, не сгибая спину.
  • Сесть на стул или на пол. Приблизить лопатки максимально близко друг к другу, затем расслабиться. Повторить упражнение десять раз.
  • Исходное положение – лежа на спине. Поочередно поднимайте вверх ноги, задерживая их в верхнем положении на пять секунд. Повторить десять раз.
  • Нужно стать ровно, ноги поставить на ширину плеч, руки поместить на пояс. На вдохе разведите локти, чтоб лопатки встретились. На выдохе вернитесь в исходное положение. Повторить 5-10 раз.
  • Руки нужно соединить за спиной. Сделать по пять наклонов в стороны. Дыхание может быть произвольным.
  • В руки нужно взять гимнастическую палку и вытянуть руки перед собой. На выдохе присесть, на вдохе вернуться в исходное положение.
  • Для следующего упражнения нужно лечь на живот, вытягивая вперед руки. Одновременно поднимайте руки и ноги вверх, немного прогибаясь в пояснице. Повторить упражнение пять раз.
  • Следующее упражнение – ходьба на носках с книжкой на голове. Можно устроить с ребенком соревнование и ходить с ним вместе.
  • Другое упражнение, отлично формирующее осанку – «кошка». Стоя на коленях, малыш должен упереться руками в пол, голова опущена. Малышу нужно выгибать мостиком спину, а затем прогибать ее, поднимая высоко голову и выгибаясь уже в противоположную сторону.
  • Малышу нужно сесть по-турецки. Спину пусть держит ровно, а руки вытянет над головой и тянется как можно выше. Выполнить рекомендуется 2-3 повторения.

Эти упражнения для осанки являются универсальными, их можно делать детям 10 лет, более старшим или младшим, а также взрослым.

Упражнения при нарушении осанки у детей, направленные на укрепление мышц спины

Упражнения для правильной осанки у детей также должны укреплять мышцы спины. Время выполнения их составляет 30 секунд – три минуты. Они могут быть следующими:

  • Сядьте на пол, коленки подтяните к себе, обхватывая их руками. Нужно покататься на спине по полу, а затем вернуться в исходное положение.
  • Исходная позиция – лежа на спине. Выполняйте круговые движения ногами, имитируя езду на спине.
  • Лягте на спину, руки вытяните вдоль туловища, ноги согните в коленках. Таз оторвите как можно выше от пола, удержитесь в таком положении на пять секунд, затем вернитесь в исходное положение. Повторить упражнение пять раз.
  • Ребенку нужно упереться в пол руками, мама же в это время должна взять его за лодыжки. Пусть малыш ходит на руках в течение 2-3 минут.
  • Поочередно ходите на пятках, носках, внешних краях стоп по полминуты. Затем встаньте на четвереньки и вытягивайте левую руку и правую ногу, а затем смените их.

Упражнения для осанки для детей младше 4 лет

Упражнения для осанки детям 3-4 лет должны выполняться в виде игры. Они могут быть следующими:

  • Ходьба по веревке, расположенной по полу, подобно канатоходцу.
  • Пусть малыш ползает по полу под натянутой веревкой.
  • Упражнение «крокодил». Малышу нужно лечь на живот на пол, вытянуть вперед руки. Затем пусть поднимет голову плавно вверх, при этом прогибая поясницу и не отрывая от пола рук. Плавно вернитесь в исходное положение. Упражнение нужно повторить несколько раз.
  • Упражнение «дровосек». Малышу нужно выполнять наклоны, будто он рубит дрова.

Для того чтобы осанка к малыша формировалась правильно, полезны такие виды спорта, как плавание, волейбол, баскетбол. Также рекомендуется каждые пару часов проводить небольшие физкультминутки.

Комплекс упражнений для детей с нарушением осанки лучше всего выполнять спустя или за час до приема пищи утром либо вечером.

Упражнения для осанки для подростков

Важно подобрать правильные упражнения для исправления осанки у подростков. Они могут быть следующими:

  • Лягте на пол на спину. Пытайтесь поднять голову и плечи, держа туловище прижатым к полу. Задержитесь на несколько секунд.
  • В положении лежа на выдохе поднимайте вначале колено одной ноги к животу, а после – второй.
  • Лягте на спину, ноги согните в коленях, ступни находятся на полу, руки расположены вдоль тела. Нужно выполнять подъемы таза, не отрывая от пола руки.
  • Упражнение «велосипед». Выполняется в положении лежа на спине, руки вдоль тела. Ногами выполняйте круговые движения ногами, будто едете на велосипеде.
  • Лягте на живот, руки поместите на пояс. Поднимайте голову и плечи, стараясь свести лопатки, затем аккуратно вернитесь в исходное положение.
  • В положении лежа на животе отрывайте одновременно голову, руки и ноги. Выполняется упражнение в течение десяти секунд. Повторить его нужно пять раз. Количество времени повышается постепенно.
  • Лягте на живот, руки поставьте перед собой. Поднимайте одновременно руки и ноги, задержитесь на несколько секунд, затем вернитесь в исходное положение. Выполнить 15 раз.
  • Лежа на животе, возьмитесь за свои лодыжки. Прогнитесь на максимальное расстояние от уровня пола. Вернитесь в исходное положение.
  • Выполняйте отжимания от пола, сохраняя спину прямой, не меньше пяти раз.
  • Исходное положение стоя. Ходите на носочках, а затем на пятках в течение 40 секунд. Повторить четыре раза.
  • Упражнение «Кошка». Встаньте на колени, руками упираясь от пол. Выгибайте спину вверх полукругом с опущенной головой. Затем голову поднимайте вверх и прогибайте спину уже внутрь. Повторять несколько раз.
  • В положении стоя соедините руки за спиной и выполните несколько наклонов.
  • Стоя на полу с ногами на ширине плеч, опустите туловище горизонтально. Затем расслабьтесь и встряхните руки. Вернитесь в исходное положение. Повторить рекомендуется шесть раз.

Правильный комплекс упражнений для исправления осанки у детей, который можно выполнять и в домашних условиях, поможет решить имеющиеся проблемы. Помните, что чем раньше начать работу над правильной осанкой, тем выше вероятность того, что вы предупредите все возможные негативные последствия в дальнейшем.

Упражнения для исправления осанки у детей на видео

Не работает видео в статье?

Подписывайся на канал Fitnessera.ru в Телеграме.

Там ты найдешь лучшие рецепты, отборные тренировки и советы по получению фигуры мечты.

Политика конфиденциальности

Источник: https://www.fitnessera.ru/samye-effektivnye-uprazhneniya-dlya-ispravleniya-osanki-u-detej-i-podrostkov.html

Формирование осанки у детей: значение профилактики искривления

Полезные упражнения для формирования осанки у детей дошкольного и школьного возраста

Под осанкой понимается привычное непринужденное положение тела стоящего человека.

Если осанка правильная или физиологическая, то плечевой пояс, лопатки, крылья и другие костные ориентиры тела расположены симметрично.

Ось позвоночника и линия отвеса совпадают. При осмотре сбоку отмечаются физиологические изгибы, формируемые с двигательным развитием ребенка.

Нарушения осанки у детей могут отмечаться как во фронтальной плоскости (при осмотре сзади и спереди), так и в саггитальной (при осмотре сбоку).

При этом у детей они лучше поддаются корректировке, поскольку позвоночный столб у них еще не до конца сформирован.

Причины искривления осанки у детей

К нарушению осанки приводят различные неблагоприятные факторы, провоцирующие снижение мышечного тонуса:

  • Плохо развитые мышцы спины и живота;
  • Определенные особенности строения скелета;
  • Соматические заболевания;
  • Нарушения зрения или слуха;
  • Неправильное питание или сон.

Играет роль также несоответствие рабочего стола либо парты росту и возрасту ребенка, слишком мягкая кровать, неправильная поза при сидении, неправильная осанка у окружающих. При нарушениях осанки структуральные изменения в скелете и костных тканях позвонков не наблюдаются.

Симптомы нарушенной осанки

Нарушения осанки у детей не являются болезнью сами по себе, однако, они могут создавать предпосылки для заболеваний как опорно-двигательного аппарата, так и внутренних органов.

Основной симптом нарушенной осанки – внешний вид ребенка, когда он стоит. При сутулости голова наклоняется вперед, поддаются вперед плечи, лопатки выступают, ягодицы уплощены.

При кифотической осанке (круглой спине) голова наклоняется вперед, плечи опускаются, грудная клетка западает, лопатки «крыловидные», ноги полусогнуты в коленях, наблюдается уплощение ягодиц и слабый мышечный тонус всего тела.

Кифолордическое нарушение осанки (кругло-вогнутая спина) предполагает наклон головы и верхнего плечевого пояса вперед, выпячивание и свисание живота, большой угол наклона таза, максимальное разгибание или переразгибание ног в коленях.

При плоской спине снижается уровень наклона таза, грудная клетка смещается вперед, «крыловидные» лопатки выступают, живот отвисает. При плоско-вогнутой спине грудная клетка узкая, увеличен угол наклона таза, живот и ягодицы выпячиваются.

Если осанка асимметричная, отмечается дугообразная деформация позвоночника с обращенной влево или вправо вершиной, голова наклонена в сторону, плечи, лопатки, соски находятся на разных уровнях.

Нарушения осанки у ребенка могут способствовать изменению работы сердца, легких, пищеварительной системы. К примеру, при плоской груди и сутулой спине ограничивается полная экскурсия грудной клетки, дыхание становится поверхностным, что приводит к снижению обмена веществ и кислородной недостаточности.

Дети, осанка которых нарушена, становятся вялыми и апатичными, у них может ухудшиться память, повышается подверженность ОРЗ, пневмонией, бронхитом, предрасположенность к туберкулезу.

Ввиду чрезмерного прогиба поясничного отдела мышцы брюшного пресса становятся слабыми, опускается желудок и кишечник, появляются запоры.

При нарушениях осанки также возможны боли в спине, головные боли, повышена усталость, нарушения зрения.

Со временем они могут приводить к развитию остеохондроза, деформаций грудной клетки, сколиоза, межпозвоночной грыжи, деформирующего остеоартроза.

Питание

В дошкольном возрасте все органы и системы активно развиваются, в том числе и опорно-двигательный аппарат. Чтобы осанка ребенка формировалась правильно, нужно позаботиться о питании и о двигательной активности.

Питание, насыщенное всеми необходимыми компонентами – очень важный момент. В рационе должно быть достаточно кальция, источники которого – молоко и молочная продукции, мясо, крупы, а также овощей и фруктов, богатых витаминами и минералами.

Также важен продуманный режим. Полезно ребенку гулять на свежем воздухе, особенно в солнечную погоду. Солнце является лучшим источником витамина D, благотворно влияющего на опорно-двигательный аппарат. Полезны подвижные игры, бег, ходьба.

Физические упражнения

Отличный способ как улучшить настроение дошкольника, так и укрепить мышцы спины – это плавание и купание. Кроме того, важно не допускать длительного положения дошкольника водной и той же позе на компьютером или телевизором. Во время игр за столом также важно контролировать положение спины и конечностей.

Другой важный момент – полноценный отдых. Правильный сон помогает мышцам расслабиться, способствует отдыху всего организма и накоплению сил для активного времяпровождения при бодрствовании

У детей в возрасте до 7 лет высока двигательная активность. Важно позволять им двигаться как можно больше. В детском саду двигательную активность малышей поддерживают различными способами.

Утром организм будит десятиминутная гимнастика, затем – занятия физкультурой, прогулки, различные подвижные игры.

Примерно такой же двигательный объем родители должны поддерживать в выходные, праздники, во время отпуска.

Для правильного формирования осанки у детей дошкольного возраста используются различные упражнения:

  • Отличным профилактическим средством является ходьба: обычная, на пятках, на носках, на внутренней и внешней стороне стопы, с перешагиванием через препятствия. Можно ее разнообразить, используя ортопедические массажные коврики, канат, ребристую доску.
  • Ползание также помогает предупредить нарушения осанки. Ребенка стоит научить ползать не только на четвереньках и с продвижением вперед, но также и задним ходом, зигзагом, лежа на спине или животе и отталкиваясь ногами либо руками
  • Полезно использовать шведскую стенку – лазание помогает укрепить мышечный корсет и одновременно способствует развитию четкой координации движений.
  • Полезен бег, который малыши очень любят. Можно бегать на носках, с препятствиями, змейкой, сочетать разные варианты.
  • Для закрепления навыка сохранения правильной осанки можно делать такое статическое упражнение: нужно стать спиной к стене, одновременно коснуться ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Зафиксировать корпус, затем отойти, сохранив осанку, и вернуться, чтобы себя проверить.
  • Также полезны упражнения, при которых исходное положение – стоя с правильной осанкой у стены, затем нужно поднять на носочки и опуститься, поочередно сгибая в колене правую и левую ногу. Зафиксируйте положение ребенка у стены, поместив на голову мешок с песком, он должен пройти с ним по комнате, вернуться и проверить, сохранилась ли осанка.
  • Детям обычно нравятся упражнения с ортопедическим мячом. Они способствуют проработке разных мышечных групп. Опора, постоянно пытающаяся ускользнуть от малыша, научит его координировать усилия и сохранять равновесие.
  • Также использовать можно простой резиновый жгут. Ребенку нужно взять его в руки и поочередно натягивать в стороны, а потом брать в каждую из рук отдельно. Это способствует укреплению и улучшению выносливости мышц спины и рук.

Правила работы за столом

Особенно важно придерживаться всех правил при сидении за столом и за школьной партой. Они сводятся к следующему:

  • Вся мебель ребенка должна соответствовать его росту. По мере того, как он растет, нужно выбирать новые столы и стулья.
  • При сидении за школьной партой ноги должны твердо стоять на полу. Колени нужно сгибать под прямым углом.
  • Спина должна располагаться ровно и полностью опираться на спинку стула.
  • Локти должны быть расположены на столе.
  • Грудной клеткой ребенок не должен опираться на край стола.
  • При работе за столом дома нужно периодически делать перерывы, посвящая их несложным упражнениям и двигательной активности.

: “Формирование осанки у школьников”

Упражнения для осанки

Для формирования правильной осанки рекомендуется регулярно выполнять несложные упражнения. Они могут быть следующими:

  • Перед зеркалом ребенку рекомендуется то нарушать, то искривлять осанку, разрабатывая при этом мышцы.
  • Возле стены нужно прислониться к ней пятью точками: пятки и икры, ягодицы, лопатки и затылок. Затем в таком положении делаются разные движения: приседания, отведения в стороны рук и ног. При каждом движении нужно напрягать мышцы по 3-6 секунд.
  • Полезны упражнения с предметами на голове (подушечки, книжки). Можно ходить, приседать, ходить на коленях и носках, разводить в сторону руки, постоянно при этом удерживая предмет на голове. Это позволяет отлично выработать рефлекс правильной осанки, напрягая и расслабляя при этом разные группы мышц.
  • Выполняйте упражнения на равновесие: ходьба по бревну, стойка на одной ноге.

Упражнения помогают развить мышцы шеи и спины, выработать правильное положение тела.

Другие методы

Также родители должны уделить достаточно внимания кровати школьника. Она должна быть твердой и ровной. Оптимальный вариант – ортопедический матрас. Мягкий матрас и пуховая перина не допускаются. Подушка должна быть достаточно плоской, и находиться под головой, а не под плечами.

Также для школьников усугубляет положение то, что им нужно носить тяжести в виде школьного ранца. В идеале его вес не должен превышать 10% от массы тела ребенка, поскольку в этом возрасте позвоночник не рассчитан на большие нагрузки. Ранец должен иметь ровную и твердую спинку, ширина его не должна быть больше ширины плеч. Тяжелые сумки не должны носиться на одном плече.

: “Упражнения для формирования осанки у детей”

Профилактика искривления осанки у детей

Занятия спортом являются одним из лучших способов профилактики нарушений осанки. Регулярные разумные нагрузки благотворно влияют на мышечный тонус, снижая риски искривления позвоночника и других проблем со здоровьем. При этом сам ребенок должен контролировать свою осанку, а родители должны следить за правильным положением тела малыша при любой сидячей работы.

Для профилактики осанки полезны следующие рекомендации:

  • Занятия спортом помогут укрепить мышцы и поддерживать тонус организма.
  • Важно правильно сидеть на столом и партой, не сутулиться.
  • Портфель ребенок должен носить на двух лямках. При ношении тяжестей нагрузка должна распределяться на обе руки одновременно.
  • Спать нужно на достаточно жестком матрасе и невысокой подушке.

Заключение

Работа над формированием правильной осанки должна быть комплексной.

Выделим несколько ключевых моментов:

  • В детском возрасте искривления осанки лучше поддаются исправлению, чем во взрослом, поэтому начать заботиться об этом лучше как можно раньше.
  • Для школьников и дошкольников важно правильное питание и двигательная активность.
  • Дети школьного возраста должны придерживаться ряда правил при сидении за столом или партой.

Источник: https://SpinaTitana.com/profilaktika/byt/formirovanie-osanki-u-detej.html

Комплексы упражнений на формирование правильной осанки

Полезные упражнения для формирования осанки у детей дошкольного и школьного возраста

Зайкова Оксана Юрьевна
Комплексы упражнений на формирование правильной осанки.

Комплексы упражнений на формирование правильной осанки.

Примерный комплекс специальных упражнений для укрепления мышц спины и пресса с гимнастическими палками (можно выполнять с 4-5 лет).

Разминка.

1. Ходьба на носках, руки подняты над головой в замок.

2. Руки перед грудью, ходьба в полуприсяде.

3. Ходьба на пятках, руки сзади в замок.

4. Исходное положение – стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки – вдох; вернуться в и. п. – выдох.

5. И. п. – стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной – выдох; вернуться в и. п. – вдох.

Упражнения с гимнастическими палками.

1. И. п. – ноги на ш. стопы, палка в опущенных руках. 1-2- поднять палку вверх, за голову; 3-4-и. п.

2. И. п. – ноги на ш. плеч. палка за головой. 1-3-повороты вправо (влево); 2-4-и. п.

3. И. п. – ноги на ш. плеч, палка зажатая в локтях. 1-наклон вперёд с прямой спиной. 2-и. п.

4. И. п. – стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и. п.

5. И. п. – стоя, ноги на ш. плеч, палка на лопатках. 1-3-повороты в стороны. 3-4 и. п.

6. И. п. – стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и. п.

7. И. п. – стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперед; вернуться в и. п. Спина прямая.

8. И. п. – о. с, палка на голове. 1-присесть;2-и. п.

7. Палка на полу, прыжки через палку.

Комплекс упражнений выполняется не раньше, чем через час после еды или за 30-60 мин до нее. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимает 30-40 минут.

2. Упражнения с мешочком на голове.

1. Принять правильную осанку в положении стоя, положив мешочек с песком на голову. Присесть, стараясь не уронить мешочек встать в исходное положение.

2. Ходьба с мешочком на голове с сохранением правильной осанки по траве, песку, мостику, по брёвнам, с разным положением рук (на поясе, в стороны).

3. Ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через препятствия – веревочку, пеньки. Остановки с проверкой правильной осанки.

4. Принять правильную осанку с мешочком на голове, в руках мяч, подбросить мяч вверх, поймать, сохраняя правильную осанку.

5. Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением разных движений: ходьба в полуприседе по мостику, с высоким подниманием колен с разным положением рук; стоя на пеньке присесть сохраняя правильную осанку.

6. Подлезание под дуги в приседе с мешочком на голове сохраняя правильную осанку.

3. Примерный комплекс упражнений для исправления осанки и профилактики её нарушений у детей 5-7 летнего возраста.

Построение в шеренгу. Встать в положение “Основная стойка”: голова прямо, плечи развёрнуты, живот подтянут, ноги выпрямлены. Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку у детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.

Упражнения в ходьбе по кругу (можно выполнять на пособиях: на мостике, пеньках, на песке).

Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов). Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого проходящего мимо ребёнка.

“Журавлик”. Ходьба с высоким подниманием бедра (руки на поясе) 20-25 шагов. Следить за правильным положением тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.

“Вырастаем большими ” Ходьба на носках (руки вверх, “в замке”) 20-25 шагов. Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

“Мишка косолапый”. Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе): “Мишка косолапый по лесу идёт, шишки собирает, песенки поёт. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб.

Мишка рассердился и ногою – топ!” Следить за тем, чтобы дети держали спину прямо, не наклоняли голову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад.

При выполнении упражнения рекомендуется, чтобы дети сами произносили стихи.

Ходьба с ускорением и переходом в бег.

Ходьба с последующим замедлением. Следить за тем, чтобы дети бежали легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей.

Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох – на 2 шага, выдох – на 4 шага. Вдох глубокий через нос. Выдох – через губы, сложенные трубочкой.

Упражнения в положении “стоя”

“Воробушек”. Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками. Отводя локти назад, сближать лопатки.

“Лягушонок”. Из и. п-ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Привести кисти к плечам (ладони вперёд, пальцы врозь) и, говоря хором “квак”, вернуться в И. П. (4-6 раз). В положении “кисти к плечам”, локти должны быть прижаты к бокам.

“Большие круги”. Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти сжаты в кулаки) – 6-8 раз. Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч.

“Мельница”. Поочерёдное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз). Плечи развёрнуты, локти отведены назад, голова прямо.

“Резинка”. Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки – вдох. Вернуться в И. П., произнеся звук “ш-ш-ш” – выдох. При отведении рук в стороны сближать лопатки, не отпускать руки ниже уровня плеч.

“Вместе ножки – покажи ладошки”. Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперёд. Вернуться в И. П., расслабляя мышцы рук (4-6 раз). Держать спину ровно и не выпячивать живот.

“Потягивание”. Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И. П., расслабив руки (4-6 раз). Плечи развёрнуты, колени выпрямлены, живот подтянут.

4. Игровые упражнения на укрепление осанки «Река, берег, парус».

Дети встают в шеренгу, проверяют свою осанку (спина прямая, голова чуть поднята, руки опущены вниз). На слово «Река!» – делают шаг назад, на слово «берег!»-шаг вперёд, «Парус!»-поднимают руки вверх. При выполнении движений обращается внимание на сохранение правильной осанки.

«Волшебные ёлочки»

Дети встают у стены (забора, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками, изображая волшебные елочки, которые по сигналу «Ночь!» бегают, красиво и легко кружатся по площадке, а по сигналу «Лесник!» бегут к стене, принимая первоначальную позу. Лесник обходит елочки, осматривает их, неровные забирает с собой.

Та же игра, но по сигналу «Лесник!» елочки останавливаются там, где их застал сигнал.

Массаж спины «Суп»

Дети встают друг за другом, кладут ладони на спину впереди стоящего ребёнка.

Чики-чики-чики-ща! Похлопывают ладонями.

Вот капуста для борща.

Покрашу картошки, Постукивают рёбрами ладоней.

Свеколки, морковки,

Пол головки лучку Поколачивают кулачками.

Да зубок чесночку.

Чики-чок, чики-чок- Поглаживают ладонями.

И готов борщичок.

«Я позвоночник берегу»

Я позвоночник берегу, (Наклоняют корпус вправо-влево, ладони скользят вдоль тела от подмышек до колен).

И сам себе я помогу.

Всё выполню я по порядку:

(Ставя руки на пояс, поднимают и опускают плечи).

Сначала сделаю зарядку,

Нагнусь,

(Наклоняются вперёд).

Прогнусь,

(Слегка прогибаются назад).

И выпрямляюсь,

(Встают прямо).

И вправо, влево наклонюсь.

(Наклоняют корпус вправо и влево).

С друзьями поиграю в мяч,

(Бегут на месте).

Он весело помчится вскачь.

(Прыгают на обеих ногах).

И за столом я посижу,

(Делают полуприсед, сложив руки «полочкой» перед грудью).

И телевизор погляжу.

(Встают прямо, руки в стороны).

Но буду помнить я всегда:

(Кладут правую руку за правое плечо, левую руку заводят за спину и стараются сцепить пальцы рук за спиной.)

Должна прямою быть спина!

(Меняют положение рук).

Массаж спины «Свинки»

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки

Всё постукивают,

Всё похрюкивают:

Туки-туки-туки-тук!

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

(Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спине впереди стоящего ребёнка, на повторение потешки поворачиваются на 180 и поколачивают кулачками, затем постукивают пальчиками и поглаживают ладонями).

5. Упражнения у стены

1. Встать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, затем назад, вернуться в исходное положение.

2. Встать к стене, принять правильное положение. Отойти от стены, походить, стараясь сохранить правильное положение всех частей тела; подойти к стене, прижаться к ней и проверить правильность осанки.

3. Стоя у стены, принять правильное положение. Отойти от стены, наклониться с расслабленными руками (предложить детям «пополоскать белье», выпрямиться и постараться снова встать правильно.

4. Встать к стене, принять правильное положение, поднять руки в стороны — вверх, опустить в исходное положение.

5. Встать к стене, принять правильное положение. Поочередно поднимать ноги вперед, не сгибая в колене, не отрывая таза, плеч, головы от стены

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/kompleksy-uprazhnenii-na-formirovanie-pravilnoi-osanki.html

Кабинет Доктора
Добавить комментарий