Психодрама как метод психологического воздействия в наркологии

Психодрама Якоба Морено в наркологии: техники, упражнения, формы и виды, отзывы

Психодрама как метод психологического воздействия в наркологии

Метод психодрамы широко применяется в наркологии и психиатрии, так как является отличным инструментом для поиска, осознания, разбора личных проблем и создания путей для их решения.

Психодрама Якоба Морено – что это?

Якоб Морено (1889-1974) – врач, специализировавшийся на групповой психотерапии. Он знаменит тем, что придумал новый метод психологического консультирования и лечения – психодраму.

Психодрама ведет отсчет с 1921 года, когда впервые доктором Морено была представлена театральная постановка с участием приглашенных актеров.

После первоначального провала постановки доктор продолжил углубленное изучение и совершенствование нового метода, основал целый институт в США по внедрению психодрамы и получил патент на изобретение.

Переехав в Америку, Якоб Морено стал открывать центры по лечению людей с различными психологическими трудностями и заболеваниями, объединяя их в группы и записывая «уроки» на магнитофонную ленту.

Учеников у врача было множество, поэтому за прошлый век метод психодрамы широко распространился по миру, и в наше время применяется на всех континентах без исключения.

Регулярно проводятся съезды и конференции последователей Морено, выпускаются книги и научные статьи по методике психодрамы. Так что же это такое, в чем суть метода?

Классическая психодрама – групповая лечебная терапия, основным инструментом которой становится драматическая импровизация. Это помогает подробно изучить, что творится в душе человека, понять, каковы предпосылки для тех или иных проблем.

Любой человек живет в социуме, поэтому именно в группе могут решиться многие его проблемы. Якоба Морено не устраивало обычное посещение пациентом психотерапевта и спокойное повествование о своих трудностях: только активное участие человека, его близких, семьи и друзей, воссоздание жизненных ситуаций поможет разобраться в себе и понять, где скрыт «корень зла».

В отличие от изобретенной доктором Морено классической психодрамы сейчас появилась такая ее разновидность, как монодрама, или индивидуальная работа с пациентом для раскрытия его потенциала и увеличения тяги к адекватному мировосприятию и поведению. И все-таки чаще используется именно групповая терапия, которая в течение многих десятилетий позволяет исцелиться людям с психологическими трудностями.
На видео о том, что из себя представляет психодрама:

Кому поможет?

Психодрама активно используется в лечении:

  • Наркозависимости;
  • Алкоголизма;
  • Коррекции отклонений в поведении (девиантное поведение);
  • Неврозов и психопатий пограничных форм (не требующих более активного вмешательства).

Формы, виды и техники психодрамы в наркологии

Как уже было сказано, выделяют два вида психодрамы – классическая (групповая) и индивидуальная, или монодрама.

Как правило, в отношении наркозависимых и людей, страдающих алкоголизмом, используется групповой метод с размером группы 6-9 человек.

В группе меньшего размера будет слишком мало зрителей, в группе меньшего размера режиссеру слишком сложно отслеживать разные индивидуальные реакции.

Все участники группы должны быть гетерогенны по опыту, полу, способностям и т.д., но допускаются занятия и в гомогенной группе (например, среди алкоголиков с примерно одинаковой жизненной историей).

Группа может быть:

  • Открытой – целью является обретение независимости каждым участником в быстром темпе.
  • Закрытой – участники действуют более сплоченно, с использованием коллективного подхода.

Существуют такие формы психодрамы:

  1. Центрированная на протагонисте. Метод сконцентрирован на основном герое, которому помогает режиссер, ведущий, партнеры для показа реальной ситуации из собственной жизни (либо вымышленной ситуации). Итогом становится повторное переживание и осознание проблемы.
  2. Центрированная на теме. Обычно применяется во вновь созданной группе, где подбирается актуальная для всех проблема (тема), которая каждым участником обыгрывается в индивидуальном порядке (часто применяется среди алкоголиков).
  3. Направленная на группу. Основной «актер» описывает ситуацию, актуальную для всех членов группы. Примером служит группа наркоманов, которые крали из дома деньги или потеряли работу из-за своей зависимости.
  4. Центрированная на группе. Члены группы выясняют отношения и общие трудности между собой.

Основные техники, применяемые в психодраме таковы:

  1. Монолог, или самопрезентация. Это – простейшая техника, которая составлена серией ролевых действий, где протагонист изображает себя или другого человека. Он – единственный участник, старающийся довести до зрителей свою проблему и точку зрения на нее.
  2. Двойник. К протагонисту присоединяется дублер, который следит за монологом и помогает решить проблему, как только у протагониста заканчиваются мысли, говорит о недосказанном. Двойник представляет как бы внутренний голос протагониста, его субличность.
  3. Обмен ролями. В психодраме такая техника очень важна, она позволяет увидеть себя со стороны, научиться понимать других людей.
  4. Отображение, или зеркало. Протагонист наблюдает за тем, как пытаются его изобразить другие участники группы, видя себя глазами прочих людей.

Таким образом, в психодраме используются некоторые методики, которые присущи и другим методам групповой психотерапии алкоголизма и наркомании (в частности, 12 шагов), но есть и уникальные техники.
На видео техники психодрамы:

Базовые элементы

Вся группа, согласно мнению Морено, это – открытая система, целый организм. Для измерения происходящих в группе событий было введено понятие «социометрия», которое отражает поиск партнера или нескольких партеров в группе, подходящих для разбора той или иной ситуации. Социометрия – база, основа работы в психодраме, как и некоторые ее другие базовые элементы:

  • Роли, ролевые игры. Заданного сюжета в психодраме, в отличие от обычной театральной постановки, нет, он создается участниками группы по ходу дела. Этим методика психодрамы максимально приближается в самой жизни. Все роли пациенты выбирают сами, а терапевт помогает им и хвалит их.
  • Спонтанность. Все реакции людей в группе являются непреднамеренными, непредсказуемыми. Изначально многие участники представления могут быть закомплексованы, так как боятся той самой спонтанности в чувствах и эмоциях. Но после обретения свободы самовыражения они быстрее избавятся от своей зависимости.
  • Теле. Понятие взято у Фрейда, точнее объединяет два фрейдовских термина (трансфер, контрперенос). Вкупе получается некое сопереживание доктором чувств, состояния зависимого, а также принятие «на свой счет» эмоций между всеми участниками группы.
  • Катарсис. Согласно переводу с греческого это слово означает очищение через страдание. В психодраме катарсис – это переживание проблемы и последующее исцеление, которое во время театрального действия претерпевают основные участники группы
  • Инсайт. Означает резкое понимание проблемы, внезапную смену взгляда, что поможет избавиться от имеющейся проблемы.

Этапы проведения занятий

В методике психодрамы есть четыре основных периода, следующие друг за другом. Ниже описаны этапы проведения действия.

Распределение ролей, или подготовка

Психотерапевт на данном этапе распределяет роли, подбирает типажи. Важная цель – сформировать лучшую атмосферу и начать работу в нужном, оптимальном русле, а также поддерживать хорошее настроение участников группы до самого окончания представления и стимулировать импровизацию.

Разогрев, разминка

На «сцену» выходит протагонист, дается нужный материал для обсуждения, происходит предварительная оценка проблемы.

Разогрев включает три подэтапа:

  • Раскрепощение участников группы;
  • Усиление спонтанности в действиях;
  • Фокусирование мнений и размышлений на конкретной проблеме.

На этапе разминки зависимые выполняют некоторые упражнения, которые помогут им лучше сыграть свои роли в будущем. Вспомогательными приемами для достижения задач разогрева могут быть импровизация, живые скульптуры и т.д.

Психодраматическое действие

Участник группы рассказывает о какой-либо ситуации, которая его беспокоит (например, о ссоре в семье из-за наркотической зависимости). Именно это станет центральным сюжетом в предстоящем действии.

Рассказчик подробно говорит о ситуации, ее участниках. Далее члены группы разыгрывают действие психодрамы, прорабатывая реальные ситуации и слова.

Именно здесь и применяются основные техники психодрамы – монолог, двойник и другие.

Обсуждение

На завершающей стадии участники группы анализируют только что оконченное «представление». Изначально высказываются зрители – те, кто участия в драме не принимал. Затем о чувствах, эмоциях говорит протагонист и другие члены «труппы». Завершает обсуждение психотерапевт со своим видением ситуации.

Основные упражнения из курса

Обычно длительность общего сеанса психодрамы для зависимых (наркомания, алкоголизм) – около 50 минут, но реальные встречи могут быть и больше, и меньше по времени. Примерные временные рамки – от 15 минут до 4 часов, при этом длительность отдельных упражнений не регламентируется.

В рамках описанных выше этапов могут использоваться следующие упражнения (примеры):

  1. Пустой стул. Протагонист взаимодействует с антагонистом, периодически меняется с ним ролью, при этом сидит на стуле, который возвышается над остальными людьми для осознания силы, значимости.
  2. Персонификация. Человек наделяет себя качествами, которых ему не хватает, и пытается разыграть ситуацию уже с новыми личностными характеристиками.
  3. Возврат в прошлое. Картины из прошлого воссоздаются во время представления, а потом подробно разбираются участниками. Аналогично может пройти упражнение «шаг в будущее».
  4. Разговоры за спиной. Протагонист садится на стул спиной к остальным и слушает, как они его обсуждают.

Психологических упражнений, которые отлично подходят к техникам психодрамы, великое множество. Для конкретной ситуации их выбирает специалист, который проводит курс терапии.

Согласно мнению врачей, психодраматический метод выгодно отличается от тех, где «в лоб» говорят больному: не коли наркотик, не пей алкоголь. Внушение и наставление обычно действует хуже, чем прохождение реальных ситуаций, которые уже встречались в жизни.

Сами пациенты обычно бывают в полном восторге от психодрамы. За короткое время они получают шанс хорошо разобраться в себе, проработать пути решения неприятных ситуаций. Люди признают огромную роль метода в выздоровлении и, как правило, результаты от такого лечения оказываются более стойкими, чем после других методик.

Источник: http://gidmed.com/narkologiya/narkomaniya/psihodrama-yakoba-moreno.html

Психотерапия в наркологии

Психодрама как метод психологического воздействия в наркологии

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Психотерапия в наркологии

Дальнов В.В

БУЗ ВО «Воронежская городская клиническая поликлиника №4» Россия, г. Воронеж

Аннотация

наркология психотерапия мотивационный психодинамический

Данная статья включает в себя классификацию и краткий обзор психотерапевтических методик применяемых в наркологии.

Ключевые слова: психотерапия, наркология, когнитивно-поведенческая психотерапия, мотивационное интервью, комплаенс-психотерапия, клиент-центрированная психотерапия, рациональная психотерапия, гипно-суггестивная психотерапия, психодрама, групповая психотерапия, психодинамическая психотерапия, трансакционный анализ, семейная психотерапия.

Психотерапия — важное звено лечебно-реабилитационной системы в наркологии и одновременно отдельный способ познания зависимости от ПАВ, изучения её патогенеза, клинико-феноменологических закономерностей.

При этом психотерапия до сих пор не оформилась как самостоятельная научная дисциплина; к тому же она не является «чисто» врачебной практикой, поскольку занимает в медицине особую область, смежную с психологией, социологией и антропологией.

Психотерапия может быть обозначена как эпистемиология — наука, объединяющая естественнонаучные, в том числе, медицинские методы исследования с герменевтическим пониманием и толкованием душевной жизни человека («Психотерапия: новая наука о человеке», 1999).

Основное внимание при работе с больными в рамках большинства её модальностей уделяется субъективной стороне их личностного опыта, при этом личность психотерапевта выступает основным инструментом такого подхода.

Классификация. Традиционное подразделение методов психотерапии больных с зависимостью от ПАВ:

? манипулятивные;

? развивающие личность;

? синтетические.

Однако по данной систематике большинство легитимных психотерапевтических модальностей следовало бы отнести к «синтетическим», поскольку даже классический «развивающий» психоанализ не исключает элементов манипулирования, а добросовестно приводимая манипулятивная поведенческая терапия в известной степени способствует личностному росту[1,2].

Остается актуальным общемедицинский принцип разделения психотерапевтических тактик:

? симптоматические (или фокальные, сфокусированные на определённую проблематику);

? патогенетические.

Такое подразделение достаточно условно, однако оно обеспечивает большую точность в определении возможностей и назначения конкретной лечебной процедуры [3,5].

Дихотомические классификации психотерапии:

? краткосрочная-долгосрочная;

? индивидуальная-групповая.

На современном этапе при составлении систематики психотерапевтических методов учитываются следующие параметры:

? основные закономерности и уровни психической деятельности, наиболее актуальные в плане генеза психопатологических образований и определяющие цели и задачи психотерапевтического воздействия;

? основные принципы организации психотерапевтического процесса: параметры психотерапевта, его преобладающие стили взаимодействия с пациентами, роли по отношению к больным и их проблемам;

? основные стратегии психотерапии.

Согласно данным параметрам выделяются три основных направления психотерапии [4,6,7].

1. Когнитивно-поведенческое.

2. Психодинамическое (личностно, инсайт-) ориентированное.

3. Гуманистическое (социотерапевтические и духовно ориентированные формы).

Мотивационное интервью. Целенаправленный, динамичный, циклический процесс работы и способ общения с пациентом, в ходе которого изменяется баланс аргументов «за» и «против» употребления ПАВ, становятся очевидными преобладание отрицательных последствий употребления над положительными и необходимость изменения поведения пациента; выявляются предпосылки изменений.

Ключевой концепцией является «готовность к изменениям», которая рассматривается как стадия мотивации, на которой находится пациент, внутреннее состояние, чувствительное к воздействию внешних факторов. Базовый подход в работе специалистов.

Метод, который может служить как основой каждого психотерапевтического взаимодействия психиатра-нарколога (психотерапевта, психолога) с пациентом, так и отдельно избранным подходом с регламентированным количеством психотерапевтических сессий индивидуально или в группе на протяжении всей медицинской реабилитации.

Эффективность высока при условии, что специалисты занимают верную неосуждающую профессиональную позицию, грамотно применяют навыки и осуществляют вмешательства, которые подготавливают пациента к изменениям [8,9,12].

Когнитивно-поведенческая психотерапия. Это процесс направленного формирования желаемых, адаптивных форм поведения на основе принципов теории обучения. Комплекс методик, которые применяют для изменения поведения, связанного с потреблением ПАВ.

Они включают в себя мотивационное интервью, самоконтроль, управление образом жизни и методы предупреждения рецидивов, включая тренинг социальных навыков.

Применение данного комплекса методик подразумевает, что изменение поведения проходит через последовательные этапы: предварительный? анализ собственного поведения – действия -решение – поддержание изменений и предупреждение рецидивов.

Применение метода базируется на том, что можно изменять эмоции и поведение, воздействуя на содержание мыслей, возможность таких изменений основана на связи когнитивной и эмоциональной сферы. Метод хорошо воспроизводим при проведении медицинской реабилитации [10,11,13].

Комплаенс-психотерапия. Базируется на когнитивно-бихевиоральном подходе, использует методики, сочетающие мотивационные интервью с внедрением активных терапевтических установок, направленным решением проблем, образовательными и когнитивными компонентами.

Психотерапевтическая работа направлена на обнаружение иррациональных убеждений больных в отношении себя, болезни, прогноза употребления ПАВ в будущем, оценки собственных ресурсов по совладанию с болезнью, а затем и на изменение иррациональных убеждений пациента.

Также метод предусматривает применение психообразовательных программ, направленных на объяснение механизмов развития зависимости, действии лекарств, способах лечения зависимости.

Клиент-центрированная психотерапия по К. Роджерсу. В основе лежит гуманистическая концепция личности, «постоянно себя создающей, осознающей свое назначение в жизни, регулирующей границы своей субъективной свободы». Принципиальным в этой концепции является понятие конгруэнтности Самости и Опыта.

Способность врача создать обстановку полной безопасности для личности пациента является основным лечебным средством. Создание такой обстановки достигается недирективной позицией и эмпатической реакцией.

Триада Роджерса состоит в безусловном принятии пациента, эмпатии, конгруэнтности переживаний и поведения специалиста. Если создать соответствующие благоприятные условия, то пациент естественным образом сам будет изменяться, развиваться как личность в нужном направлении, что повлечет за собой и редукцию симптоматики.

Эмпатические принципы отчетливо прослеживаются в программе «12 шагов» общества Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов [1,6,7].

Рациональная психотерапия. Используются профессиональные знания врача о болезни, производится разбор ошибок в логических построениях больного.

В процессе терапии осуществляется формирование установок на лечение и отказ от употребления ПАВ, обучение «противорецидивным» навыкам. При проведении психотерапии должны учитываться личностные особенности больных.

Широко распространена, обязательная составная часть работы врача-нарколога.

Гипно-суггестивная психотерапия (предметно-опосредованные методы, эмоционально-стрессовая психотерапия, метод чреспредметного внушения). Методы основанные на внушении.

Повышение эффективности лечебного внушения достигается посредством погружения пациента в гипнотическое состояние или состояние «транса» -расслабленность, покой и пр. В процессе сеанса «мягкие» усыпляющие формулы перемежаются с эмоциональными императивными внушениями. Проведение каждого приема имеет свои особенности.

В результате применения данных методик пациент становится эмоционально доступным, что и используется для достижения необходимого терапевтического эффекта. Некоторые методы распространены широко, некоторые теряют свою актуальность в настоящее время. Более применимы для лечения больных алкоголизмом.

Методы применяются как в индивидуальной работе, так и в группах. Необходимо индивидуализировать формулы внушения и самовнушения в зависимости от особенностей каждого пациенты [5,9,13].

Психодрама. Это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира пациента. Психодрама отражает действительные проблемы пациента, а не создает воображаемые сценические образы.

Она основывается на том, что исследование чувств, формирование новых отношений и образцов поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни по сравнению с использованием вербализации.

В психодраме искусственный характер традиционного театра заменяется спонтанным поведением ее участников.

Групповая психотерапия. В основе лежит возможность группового взаимодействия.

При проведении психотерапевтического процесса в группе упор делается на формирование эмоционально интенсивного и психологически положительного взаимодействия членов группы с целью коррекции их отношений и взаимодействий с микросоциальной средой.

При помощи методов групповой психотерапии наиболее эффективно прорабатываются проблемы преодоления психологической защиты, «отрицания» болезни. Применяются различные техники и форматы групп.

Все они объединяются по ряду принципиальных характеристик лечебного процесса: 1) облегчение выражения эмоций; 2) становление чувства принадлежности к группе; 3) неизбежность самораскрытия; 4) апробация новых видов поведения; 5) использование межличностных сравнений; 6) разделение ответственности за руководство группой с ведущим.

Психодинамическая психотерапия. Психодинамическая психотерапия помогает пациенту понять глубинный личностный смысл алкогольной либо наркотической зависимости, позволяет сфокусировать его внимание на «ядерных темах конфликтных отношений» и постепенно, тем самым, дезактуализировать патологическое влечение к психоактивному веществу.

В основе лежит психоаналитическая теория о приобретенных и закрепленных в детстве комплексах, которые в дальнейшем ведут к дисгармоническому развитию, психологическому неблагополучию. Это может привести к формированию повышенной потребности в употреблении ПАВ.

Соответственно, психоаналитический подход позволяет изживать эти комплексы, тем самым улучшать и стабилизировать психологическое состояние пациента, уменьшая его потребность в ПАВ [2,3,7].

Трансакционный анализ. Трансакционный анализ – это метод психотерапии для личностного роста и личностных изменений, включает свою философию, теорию и различные технологии для изменения, в том числе, зависимого поведения.

Отдельные технологии Трансакционного анализа показали свою высокую эффективность в наркологии: методика анализа игрового взаимодействия по Э.

Берну, методика анализа Драматического треугольника Стивена Карпмана, контрактные методики, антисуицидальный контракт, анализ и терапия трагического сценария зависимой личности, методика диагностики и построения терапии с учетом сильных и слабых сторон личности пациента.

Многие технологии Трансакционного анализа используются в программе «12 шагов» общества Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов, в группах по преодолению созависимости, семейном консультировании.

Семейная психотерапия. Применяются различные методики, описанные выше, может быть групповой и индивидуальной. Основная цель – коррекция патологических типов семейных отношений. Объектом психотерапевтического воздействия в данном случае является больной и его семейное окружение. Также применяется для коррекции созависимого поведения [3,4,8,11].

Вывод

Таким образом, учитывая вышесказанное, можно считать психотерапию в наркологии важной составляющей лечебно-профилактического процесса.

Литература

1. Грицаков В.А., В.А. Куташов, А.С. Шульга Неотложная помощь при острых психотических состояниях / В.А. Грицаков, В.А. Куташов, А.С. Шульга // Центральный научный вестник. – 2016. – Т. 1. – № 14. – С. 17-19

2. Жиглов С. Н., В.А. Куташов, А.С. ШульгаК вопросу синдрома физической зависимости в наркологии / С.Н. Жиглов, В.А. Куташов, А.С. Шульга // Центральный научный вестник. – 2016. – Т. 1. – № 14. – С. 25-27

3. Национальные клинические рекомендации по медицинской реабилитации. Т.В. Агибалова[и др]. -Москва, 2014. – С. 56-61.

4. Наркология: национальное руководство /Под ред. Н.Н. Иванца, И.П. Анохиной, М.А. Винниковой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. С. 541-543.

5. Куташов В.А., А.С. Шульга.К вопросу интернет зависимости у лиц молодого возраста в воронежском регионе / В.А. Куташов, А.С. Шульга // Центральный научный вестник. – 2002. – Т. 18. – №. 5. – С. 553-575.

6. Ржевская Н. К., В.А. Куташов, О.В. Ульянова. Современный подход к психотерапевтическому лечению алкоголизма / Н.К. Ржевская, В.А. Куташов, О.В. Ульянова // Центральный научный вестник. – 2016. – Т. 1. – № 13. – С. 29-31

7. Смагина Ю.О., В.А. Куташов, О.В. Ульянова. Криминогенные последствия наркомании / Ю.О. Смагина, В.А. Куташов, О.В. Ульянова // Центральный научный вестник. – 2016. – Т. 1. – № 13. – С. 38-42

8. Степанов Р.В., В.А. Куташов, А.С. Шульга. Исторический обзор понятия о гипнотическом трансе / Р.В. Степанов, В.А. Куташов, А.С. Шульга // Центральный научный вестник. – 2016. – Т. 1. – № 14. – С. 48-52

9. Чеканова Г.С., В.А. Куташов, О.В. Ульянова. Опийная наркомания. Характеристика основных этаповтечения клинической картины / Г.С. Чеканова, В.А. Куташов, О.В. Ульянова // Центральный научный вестник. – 2016. – Т. 1. – № 13. – С. 47-52

10. Чеканова Г.С., В.А. Куташов. Актуальные вопросы наркомании в подростково-юношеском возрасте / Г.С. Чеканова, В.А. Куташов // Центральный научный вестник. – 2016. – Т. 1. – № 14. – С. 53-55

11. Чеканова Г.С., В.А. Куташов. Первая стадия наркомании в подростково-юношеском возрасте / Г.С. Чеканова, В.А. Куташов // Центральный научный вестник. – 2016. – Т. 1. – № 14. – С. 55-58

12. Шагоян Ж.К., В.А. Куташов, А.С. Шульга. Паллиативная помощь и ВИЧ/СПИД / Ж.К. Шагоян, В.А. Куташов, А.С. Шульга // Центральный научный вестник. – 2016. – Т. 1. – № 13. – С. 56-59

13. Швецова Е.Ю., В.А. Куташов. Пути повышения эффективности терапии тревожных расстройств в практике невролога / Е.Ю. Швецова, В.А.Куташов // Центральный научный вестник. – 2016. – Т. 1. – № 1 (1). – С. 28-31.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://revolution.allbest.ru/medicine/00988828_0.html

Психодрама — это метод психотерапии. Как и зачем он используется

Психодрама как метод психологического воздействия в наркологии

Психология знает много методов групповой психотерапии. Один из них – метод психодрамы. Это театрализованное проигрывание проблемных ситуаций, помогающее людям лучше понимать свой внутренний мир, особенности других людей.

Вместе с тем это отличный способ раскрытия творческого потенциала. Психодрама помогает человеку изменить восприятие, самовосприятие, отношение, самоотношение, поведение.

В результате повышается продуктивность жизни личности и ее взаимоотношений.

Суть метода

Основатель метода – американский психиатр, психолог, социолог Якоб Леви Морено. Сам ученый воспринимал психодраму не только как метод психотерапии и творчества, но и как отдельную форму искусства, философию жизни.

Теория психодрамы – одна из самых неопределенных в психологии. Основатель не оставил четких инструкций, описаний, тезисов, положений, правил. Не существует даже общего определения для термина «психодрама». Попытки изучить метод, структурировать теорию продолжаются до сих пор.

Психодрама – разыгрывание ролей, игры с элементами импровизации, близкие к театральным постановкам. Основа метода – детские игры. Психодрама заставляет взрослых людей вернуться в детство, дать волю фантазии, отдаться игре. В игре нет запретов. Там можно кричать, вести себя развязно или наоборот быть слабым – ведь это маска, роль.

Метод психодрамы используют для восстановления семейных, трудовых, любовных, дружеских отношений. Психодрама – универсальный способ стабилизации, гармонизации состояния группы и ее отдельных участников.

Структура психодрамы

Основатель метода выделял три главных компонента успешной социодрамы: теория ролей, теория спонтанности, социометрия. Давайте рассмотри каждый из них подробнее.

Теория ролей

В теории психодрамы роль – это:

  • привычное поведение человека;
  • опыт, состоящий из личных, общественных и культурных элементов;
  • форма поведения, функционирования, которую человек принимает в конкретный момент времени в ответ на определенную ситуацию.

Люди и в реальной жизни играют множество ролей. Морено разделил их на категории:

  • Психосоматические: все, что связано с телом. Например, роль человека, поедающего пищу.
  • Психические: все, что определяет эмоции и состояния. Например, роль страдальца.
  • Социальные роли. Характеризуют поведение человека в отношениях с другими людьми.
  • Интегративные роли. Подразумевают все, что находится на духовном, надындивидуальном уровне. Например, роль любящего человека, верующего, создающего.

В норме человек играет каждую из названных ролей. Меняется только соотношение и выраженность ролей. Но развиваются они постепенно, вместе с развитием человека. Скачки с одного уровня на другой вызывают личностные деформации, патологии.

Некоторые роли консервируются и становятся стереотипным для личности поведением.

Теория спонтанности

Креативность, реакция на новые условия или новая реакция на старые ситуации. Это энергетический порыв, который или выходит, или подавляется. Психодрама учит конструктивному выражению спонтанности и контролю над ней. Речь идет о творчестве во всех его проявлениях, в том числе творческом подходе к жизни.

Социометрия

Метод определения характера взаимоотношений в группе, симпатий и антипатий. Результат обследования – социограмма, или психологический портрет группы. Подробнее о методе социометрии читайте в статье «Социометрия как метод в психологии».

Типы взаимоотношений с позиции психодрамы

Теория психодрамы рассматривает три типа взаимоотношений: перенос, эмпатия, теле:

  1. Перенос подразумевает наделение другого человека своими негативными, нежелательными качествами. Восприятие другого человека в этом случае неадекватно.
  2. Эмпатия (вчувствование) подразумевает умение вообразить себя в роли другого человека. Задействован когнитивный и эмоциональный компонент. Достигается эмпатия путем проигрывания роли другого. Это помогает увидеть ситуацию глазами другого человека.
  3. Теле – адекватное восприятие участниками друг друга, взаимопонимание, взаимное чувствование. Понимание тяги или отторжения друг от друга.

Признак психического здоровья – адекватное самовосприятие, восприятие других и их отношения к человеку, взаимодействие с другими, основанное на эмпатии и теле.

Практика психодрамы

Психодраму можно проводить как индивидуальную терапию, но лучше использовать этот метод для групповой работы.

Условия проведения

  • Оптимальная численность группы – 6-9 человек. Однако известны случаи успешной практики в залах численностью до 100 человек.
  • Состав группы лучше делать «разношерстным». Вместе с тем нужно быть внимательным к мелочам, предотвращать возможные проблемы, вызванные большой разницей в возрасте, социальном статусе или психическом состоянии.

    Однородность состава оправдана только в группах узкой направленности, например, для анонимных наркоманов. В остальных случаях гетерогенность помогает максимально реально воссоздавать ситуации общества.

  • Продолжительность одного занятия и курса устанавливается индивидуально, но в любом случае важна регулярность, системность.

    Выбирая временные рамки, нужно помнить о сохранении чувства групповой сплоченности, актуальности переживаний от предыдущего сеанса, возможности решить все групповые и частные проблемы. Усредненный вариант терапии: встречи один раз в неделю, длина сеанса – 1,5-2 часа.

  • Индивидуально определяется тип группы: полностью открытая, полностью закрытая, с возможностью выхода, с возможностью входа, с невозможностью выхода, с невозможностью входа.
  • Важно общение на «ты», употребление настоящих имен.

Кроме того, обязательно соблюдение двух главных принципов занятий: конфиденциальность и безоценочность суждений. Нельзя выносить информацию за пределы группы, нельзя оценивать слова и действия участников.

https://www.youtube.com/watch?v=kwX0xlr7Dhk

В процессе занятий случайные участники должны стать единым социальным организмом, коллективом. Задача организатора – создать атмосферу доверия, открытости, взаимопомощи. В связи с этим важна регулярная проработка групповых проблем, рефлексия, социометрия, анализ социограммы.

Должности и элементы

Классическая психодрама выделяет 5 компонентов: протагонист, ведущий, вспомогательные «я», зрители, сцена. Рассмотрим их подробнее:

  1. Протагонист – главный субъект занятия. Проблемы этого участника разбираются в первую очередь. Сам член группы, удостоившийся роли протагониста, является одновременно актером, режиссером, драматургом. С помощью других участников он воспроизводит личный опыт, разбирается в себе и своем окружении. Ограничение только одно: не оказывать физического влияния на других участников. В остальном – полная свобода творчества.
  2. Руководитель, организатор группы. Побуждает к активности, направляет, помогает. Он терапевт, режиссер, катализатор одновременно. Руководитель наблюдает, оценивает, планирует, организует игры и сцены.
  3. Вспомогательные «я» – участники, которых протагонист выбрал для воплощения ролей в своем сценарии. Вспомогательные «я» выступают в роли психотерапевтов, посредников между ведущим и протагонистом, реальных или воображаемых людей, в том числе проекций и переносов протагониста. Они импровизируют, но направление движения диктует протагонист и ведущий.
  4. Зрители – участники, которые не задействованы в играх. Они просто наблюдают со стороны.
  5. Сцена – место, на котором разворачивается действие. Правил опять же нет: нарисованный мелом круг, полукруг из людей или стульев, реальная сцена в театре.

По желанию протагониста и ведущего могут быть использованы любые элементы декора: грим, стулья, цветы, книги, одежда, украшения и т. д. Можно добавить любой антураж, если это необходимо протагонисту для проигрывания своих проблем.

Личность ведущего

Ведущий – постоянное лицо. В отдельных случаях выбираются два ведущих, которые договариваются между собой о распределении работы. Не каждый человек подходит для этой роли.

Требования к личности ведущего:

  • знание и понимание теории психодрамы, ее методов;
  • искренность;
  • открытость;
  • мужественность, решительность;
  • креативность;
  • богатая фантазия;
  • способность быстро и адекватно реагировать на непредвиденные ситуации;
  • видение потенциала группы, позитивное отношение, стойкость убеждений;
  • уверенность в себе и успехе группы;
  • умение воодушевить, вдохновить;
  • лидерские качества;
  • умение располагать к себе, побудить рассказать что-то тайное;
  • чувство юмора;
  • способность поддерживать, стимулировать, провоцировать;
  • склонность к риску.

Спонтанность и творчество приводят к личностным изменениям. Ведущий должен сам обладать этими качествами и побуждать к спонтанности и творчеству других участников.

Фазы психодрамы

Каждый сеанс имеет 3 составляющие: разогрев, действие, шеринг:

  1. Разогрев подразумевает создание доверительной атмосферы, упражнения на сплочение группы, настрой участников на обсуждение личных проблем. На этом этапе члены группы определяют, о чем сегодня хотят поговорить.
  2. Основная часть подразумевает определение сцены и темы, выход протагониста на сцену, подбор конкретной ситуации из недавно случившихся, обсуждение ожиданий от работы, саму игру.
  3. Шеринг – обсуждение, рефлексия, обмен эмоциями, чувствами, переживаниями, ассоциациями. Важно избегать суждений, интерпретаций всего происходящего. На этом этапе протагонист выходит из роли, приобретает эмоциональное равновесие, понимает, что он не одинок в проблеме. Другие участники также понимают распространенность своих трудностей. Шеринг обязательно проводится в круге.

Последний этап способствует дополнительному сплочению группы.

Техники психодрамы

В классической теории техник психодрамы три:

  • Дублирование. Участники из числа зрителей иногда включаются в игру, изображают альтер эго главного героя. Озвучивают подавляемые мысли, чувства, эмоции, желания. Протагонист подтверждает или отрицает сказанное. Если подтверждает, то самостоятельно повторяет слова дублера.
  • Зеркало. Протагонист становится наблюдателем, а на его роль выбирается другой участник из второстепенных «я». Он копирует поведение, речь, мимику, жесты, позы протагониста. С позволения или по инициативе ведущего заостряет внимание на некоторых особенностях протагониста. Тот, в свою очередь, имеет возможность посмотреть на себя со стороны, самостоятельно разобраться в проблемах, ошибках.
  • Обмен ролями. На некоторое время протагонист меняется ролями с кем-то из вспомогательных «я». Меняться можно неоднократно. Это помогает протагонисту прочувствовать другого человека, увидеть мир его глазами и понять свое отношение.

Это лишь базовые техники. В современной практике их намного больше, допускается комбинирование методов. Каждая техника обладает своими особенностями проведения и противопоказаниями. Использовать психодраму вправе человек, имеющий соответствующее образование, хорошо разбирающийся в теории и практике.

Послесловие

Метод психодрамы относится к числу угасающих методов. Его все реже используют. Возможно, дело в том, что психодрама требует не только обширных профессиональных знаний, богатого опыта, но и высокоразвитой интуиции, креативности, спонтанности, фантазии.

Источник: https://psychologist.tips/3510-psihodrama-eto-metod-psihoterapii-kak-i-zachem-on-ispolzuetsya.html

Кабинет Доктора
Добавить комментарий