Трансактный анализ как эффективная терапевтическая методика в наркологии

Трансактный анализ Эрика Берна: техники, понятия, цель, упражнения, отзывы

Трансактный анализ как эффективная терапевтическая методика в наркологии

Трансактный анализ представляет собой совокупность методик, анализирующих и психокорректирующих человеческую судьбу и жизнь. Подобная методика активно используется в наркологии с целью лечения тяжелых зависимостей вроде алкоголизма или наркомании.

Трансактный анализ Э. Берна в наркологии

Трансактный анализ – метод терапии, состоящий из трех основ:

  • Структурный анализ – анализ личности и ее Эго-состояний;
  • Трансактный анализ – оценка межличностных взаимодействий, общения;
  • Сценарный анализ – это оценка жизненного сценария, которого человек подсознательно придерживается в течение жизни.

Создатель методики — Эрик Берн, анализ же основывается на теории личности, которая, в зависимости от определенной обстановки может пребывать в трех различных состояниях: родитель, ребенок и взрослый. На протяжении жизни человек попеременно пребывает в одном из таких эго-состояний.

Понятия

Трансактный метод анализа Эрика Берна часто называют оценкой общения, поскольку подобная методика анализирует человека на основе его взаимодействия с другими людьми.

Основными понятиями трансактного анализа выступают:

  • Нет психически нездоровых людей, все мы – нормальные, поэтому каждый имеет право на уважение к собственной личности и своему мнению. Каждая личность имеет определенную важность и вес в обществе;
  • Каждый человек строит свою жизненную историю сам, поэтому он в состоянии поменять ее сценарий, не опираясь на ранее принятые решения;
  • Каждый человек способен мыслить, если только нет каких-либо приобретенных либо врожденных мутаций, нарушений и увечий, а также за исключением состояния бессознательности.

Цель

Основатель методики Эрих Берн, заявлял что целью подобного анализа является освобождение пациента от зависимостей, обретенных им когда-то и заставляющих пациента снова возвращаться к ним. Человека необходимо научить взаимодействовать с другими членами общества так, чтобы он получал некоторую выгоду психологического характера.

Подобная психотерапевтическая методика помогает пациенту освободиться от жизненных сценариев, кем-то или чем-то навязанных когда-то.

Конечная цель анализа трансакций — формирование всесторонне гармоничной личности, которая сбалансирована в отношении всех Я-состояний (Взрослый, Родитель, Ребенок). Причем эго-состояние «Взрослый» должно стать автономным.

В целом подобный анализ направлен на глубокое понимание собственной личности, на познание рационального взаимодействия с окружающими, а, главное, на разрушение и изменение неприемлемого жизненного сценария, связанного с каким-либо пагубным пристрастием вроде наркозависимости либо алкоголизма.

Использование в терапии разнообразных зависимостей трансактного анализа позволяет выявить и устранить препятствия, мешающие полноценной и трезвой жизни.

Сущность заключается в том, что человек формирует новые поведенческие модели и пересматривает свой жизненный сценарий.

Пациент лучше понимает свой внутренний мир и себя, что побуждает его найти определенный выход из сложившихся трудностей и предпринять попытки для их разрешения.
На видео суть и цели трансактного анализа:

Основные положения и техника

Каждое состояние эго является отражением определенного достижения, причем довольно часто эти эго-состояния сочетаются, влияя друг на друга.

Спиртное либо наркотики оказывают на эго-состояния и сознание пациента специфическое влияние. С увеличением опьянения происходит изгнание эго-состояний.

Поначалу сознание ликвидирует Родителя, который придерживается моральных запретов и критического осуждения.

Затем ликвидируется Взрослый, т. е. память и рациональность. Подобные процессы обуславливаются померкнувшим сознанием, при котором Ребенок делает, что хочет.

Когда алкоголик, пребывая в состоянии «Ребенка», лишен и «Взрослого», и «Родителя», то он может сделать, что ему захочется, например, сексуальное удовлетворение или запретные действия, которые он неспособен совершить, пока не изгонит «Взрослого» и «Родителя».

Психиатр использует техники анализа транзакций для улучшения жизни пациента. Анализ проводится путем диалога между пациентом и зависимым. По сути, трансактная методика разрабатывалась для групповой работы, поэтому специалисты рекомендуют практиковать подобную терапию в группах анонимных алкоголиков или наркоманов.

Трансактный анализ является контрактной терапией, при которой дается какое-то обещание и в дальнейшем ожидается его выполнение. Алкоголизм или наркозависимость здесь рассматривается в качестве неприемлемого жизненного сценария, ведущего к разрушению который пациент должен изменить.

Личностные роли по Берну

Базовые упражнения

Техники и упражнения трансактного анализа весьма разнообразны и многочисленны, но все они сводятся к изучению человеческих эго-состояний, осознания и дальнейшей закладки жизненного плана.

Любой человек может пребывать в состоянии взрослого, ребенка или родителя, поэтому очень важно научить пациента понимать себя в каждом из этих эго-состояний, которые являются определенной частью личности.

  • Для выполнения первого упражнения врач просит пациента привести пример на каждое эго-состояние за последние 24 часа, при этом пациент должен описать чувства и мысли, присутствующие при каждом из этих состояний. Пациенту нужно вспомнить, как он себя вел, будучи в «Ребенке», «Родителе» и «Взрослом».
  • Второе упражнение заключается в возвращении в каждое из описанных пациентом состояний.
  • Третье базовое упражнение требует от пациента вспомнить последний день, когда именно он пребывал в состоянии «позитивного ребенка». Пациент должен четко представить и описать свое поведение в этот момент. Затем воспоминания должны коснуться «негативного ребенка», где он также описывает свое поведение, эмоции, мысли.
  • Четвертое упражнение заключается в воспроизведении и описании поведения «негативного и позитивного родителя», когда за прошедший день он находился в подобном состоянии, кого конкретно из своих родителей он копировал в эти моменты и пр.
  • 5 упражнение заключается в построении эгограммы, что необходимо для определения рейтинга каждого состояния.
  • В шестом упражнении психотерапевт выясняет, есть ли у пациента желание поменять что-либо в собственной эгограмме, уточняет, что именно нужно поменять.

Упражнений довольно-таки много, описать их все в рамках данной статьи невозможно, хотя общий принцип работы вполне понятен. Минимальное количество занятий, которые должен пройти пациент, не меньше 10, а то и больше. Зависит от группы и ситуации, а также психоаналитика.

К сожалению, в интернете ничтожно мало отзывов о подобной терапии, однако, из найденной информации можно сделать такие выводы:

  • Психоаналитики считают теорию Берна весьма эффективной в области определения и понимания проблемы. Но вот решить ее при помощи трансактного анализа не всегда удается. Возможно, причина кроется в недостаточной информации относительно алгоритмов ее использования. Но в целом при сочетании подобной методики с другими направлениями и при ее групповом использовании она вполне заслуживает одобрения.
  • Что касается пациентов, прошедших подобную терапию, то их найти не удалось. Хотя сами психотерапевты утверждают, что успешно пролеченный пациент не особо распространяется о психотерапевтической помощи, утверждая, что до всего дошел сам. Пациенты подсознательно стремятся забыть себя в состоянии алкоголика или наркомана, поэтому даже разговоров о методах лечения стараются избегать.

Итак, в целом методика трансактного анализа в умелых и опытных руках достаточно эффективна, но проблема в том, что на сегодня недостаточно этих самых рук, умело использующих основы данной теории на практике.

Источник: http://gidmed.com/narkologiya/narkomaniya/transaktnyj-analiz-berna.html

Трансактный анализ как эффективная терапевтическая методика в наркологии. Эго-состояния по Эрику Берну. Введение в трансактный анализ

Трансактный анализ как эффективная терапевтическая методика в наркологии

Среди психоаналитических концепций важнейшее значение для развития теории влияния имеет трансактный анализ.Трансактный анализ – направление в психологии, разработанное в 50-е гг. XX в. американским психологом и психиатром Э. Берном.

Предметом исследования является трансакциявзаимодействие Я-состояний двух вступающих в общение индивидов.

Трансактный анализ включает в себя: 1) теорию Я-состояний; 2) теорию трансакции (взаимодействия); 3) анализ психологических «игр»; 4) анализ жизненного сценария личности.

Трансактный анализ внёс существенный вклад в исследование природы межличностного влияния. По мнению Э. Берна, влияние характеризуется позициями, которые занимают участники взаимодействия с учётом ситуации и стиля взаимодействия.

Он выделил в поведении каждого человека три типа позиций и соответствующих им состояний Я: «Родитель», «Взрослый», «Ребёнок». Каждая позиция – психологическая стратегия оказания влияния.

Позиция Родителя может быть определена как позиция «Надо!», позиция Ребёнка ‑ как позиция «Хочу!», позиция Взрослого– объединение «Хочу» и «Надо».

Находясь в позицииРодителя, человек стремится управлять другими людьми. Как правило, он руководствуется при этом нормами и правилами, которые внушили ему его родители, школьные учителя и т.д.

Условно внутреннего Родителя делят на Помогающего родителя, который стремится оказать помощь и поддержку, и Критического родителя, критикующего, обвиняющего окружающих.

Средства влияния Родителя: взгляд сверху вниз; снисходительное или презрительное выражение лица; категоричные, обвинительные или покровительствующие интонации. Ему всё ясно, он знает истину.

Любит выражения: «Я этого не потерплю», «Чтобы было сделано немедленно», «Неужели трудно понять», «Какой идиот это придумал», «Вы меня не поняли», «Сколько можно Вам говорить», «Как Вам не стыдно», «Ни в коем случае» и т.п.

Взрослыйконтролирует действия Родителя и Ребёнка, адаптирует их к реальности. Состояние Взрослого– это состояние, при котором человек стремится рассмотреть ситуацию со всех сторон, наметить план действий и реализовать их. В общении Взрослыйведёт себя уверенно и спокойно.

Отношения с собеседником строятся на равных. Средства влияния: прямой взгляд, спокойные ровные интонации, уверенное поведение.

Типичные выражения: «Извините, я Вас не понял, объясните, пожалуйста, ещё раз», «Это моё мнение», «А что, если нам поступить так», «Как Вы планируете выполнить эту работу?» и т.п.

Состояние Ребёнка(естественное или спонтанное, приспосабливающееся, бунтующее) – это состояние, следующее на поводу собственных желаний, советов взрослых, родителей, проявляющее творчество, оригинальность, показывающее свою слабость при невозможности самостоятельного решения проблем. В состоянии Ребёнка человек чаще всего находится в зависимости от оценок других людей, в ожидании одобрения или неодобрения. В общении поза и выражении лица Ребёнка соответствуют его внутреннему эмоциональному состоянию: радости, горю, страху, тревоге, восторгу. Используются смех, слезы, дрожание губ, пожимание плечами, опущенный вниз или бегающий взгляд, заискивающие или виноватые интонации и т.д. Часто восклицает: «Превосходно!», «Замечательно!», «Хочу!», «Не хочу!», «Надоело», «Ни за что не соглашусь», «Зачем мне это надо?», «Когда всё это кончится?».

Акт влияния в процессе общения людей называется трансакцией. Э.

Берн полагал, что цель простого трансакционного анализа – выяснить, какое именно состояние Я ответственно за трансакционный стимул и какое состояние человека осуществило трансакционную реакцию и тем самым определяет характер влияния и взаимоотношений между людьми. Согласно Э.

Берну, первое правило коммуникации гласит: пока трансакции дополнительны, то есть стимул влечёт за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию, процесс коммуникации будет протекать гладко и может продолжаться сколь угодно долго.

Рд – Рд А Б

А. Студенты совсем не хотят заниматься. Рд Рд

Б. Да, раньше к учёбе относились серьёзнее. В В

Рд – Рб А Б

А. Тебе не идёт эта рубашка. Рд Рд

Б. А что мне надеть? В В

Обратное правило состоит в том, что процесс коммуникации прерывается, если происходит то, что можно назвать пересекающейся трансакцией, то есть стимул вызывает несоответствующую реакцию.

При пересекающихся трансакциях ответ партнёра обращён не в то состояние личности, в котором она находится. Источником подобного поведения обычно является обиженный Ребёнок.

Состояние такого типа характерно для тех людей, которые в детстве переживали незаслуженную критику или строгое, критичное отношение родителей или учителей. Они сохранили в своей личности обиженного бунтующего Ребёнка.

Для того чтобы преодолеть обиду (повода для которой в реальности могло и не быть), обиженный Ребёнок становится критическим Родителем и влияет на партнёра с помощью обвинений, оскорблений, деструктивной критики.

Преподаватель: Вы не написали реферат, как В – В Рд Рд

Требовалось, зачёт я Вам поставить не могу. В В

Студент: Всё равно Ваш предмет никому не нужен Рд – Рб Рб Рб

Кроме открытых, бывают скрытые трансакции.Ихсмысл не связан непосредственно с наблюдаемым поведением и буквальным текстом высказывания (например, за безобидным внешне содержанием скрывается очень обидный подтекст).

Студент: А разве интеллект можно измерять? В – ВРд Рд

(Вы, что ли, измерять будете?) Рд – Рб В В

Преподаватель: Можно, если он есть! В – В Рб Рб

(У тебя-то явно не на высоте.) Рд – Рб

Общение с помощью скрытых и пересекающихся трансакций называется психологической игрой.Психологическая игра– серия ходов с чётко определённым и предсказуемым исходом. Игра ‑ наиболее сложный тип взаимовлияния, т.к. в играх каждая сторона неосознанно старается достичь превосходства над другой и получить вознаграждение.

Основная отличительная особенность игр – скрытая мотивация их участников. Игры бывают семейные, профессиональные, пожизненные.

Наиболее распространённые проигрываемые сценарии игр: «Бедный я, несчастный»; «Я всего лишь пытаюсь помочь тебе»; «Что бы ты делал без меня»; «Это всё из-за тебя»; «Почему бы вам не… – Да…, но…»; «Видишь, как я стараюсь»; «Если бы не ты…».

Психологическая игра «Да…, но…»

Пациентка: Доктор, я опять плохо себя чувствую. Рб – Рд

Врач: Почему бы Вам не полечиться в стационаре? Рд- Рб

Пациентка: Да, это было бы неплохо, нокто будет Рд- Рб

ухаживать за моими детьми и мужем?

Врач: Вы можете полечиться дома. Рд – Рб

Пациентка: Да, я согласна, нокто за меня будет Рд – Рб

работать? и т.д.

Игра непродуктивна для обоих участников взаимодействия, т.к. пациентка не получает помощи, а врач не получает удовлетворения от выполнения своей профессиональной роли. Игра «Да…, но…» в этой же ситуации через некоторое время может перерасти в игру «Это всё из-за тебя», когда в ход идут обвинения в адрес беспомощной медицины, некомпетентных врачей и т.д.

Врач мог бы прервать навязываемый пациенткой сценарий и оказать конструктивное влияние, если бы позволил ей самой рассказать, как бы она хотела лечиться и что ей помогает или использовать вопрос: «Что для Вас важнее – доказать, что врачи не умеют лечить, или ваше здоровье?».

По Э. Берну, игры составляют значительную часть человеческого общения. Игры ‑ единственный способ общения для людей, которым не хватает внимания, поддержки, уверенности в себе, доверия к миру. Из-за своих внутренних проблем они не могут установить отношения близости и привязанности.

Чаще всего люди выбирают себе друзей, партнёров, близких людей из числа тех, кто играет в те же игры, что и они. Некоторым людям игры необходимы для поддержания душевного здоровья.

У таких людей психическое равновесие столь неустойчиво, а жизненные позиции столь шатки, что стоит лишить их возможности играть, как они впадут в безысходное отчаяние.

Чтобы предотвратить влияние, ведущее к конфликту в общении, необходимо проанализировать, в каком состоянии находится партнёр и к какому Вашему Я-состоянию обращено его воздействие. Необходимо строить параллельные трансакции с использованием приёмов амортизации

Кроме амортизации, существует ещё приём суперамортизации, который заключается в том, если на Вас оказано негативное влияние в виде деструктивной критики или грубого замечания, окажите контрвлияние, т.е. усильте сами то качество, которое Вам приписал партнёр по общению.

А. Лезет как медведь, все ноги отдавил!

Б. Конечно, медведь, даже хуже – бегемот, нет мне прощения, и т.п.

В своей теории Э. Берн описывает самую совершенную форму межчеловеческого влияния ‑ близость. Двустороннюю близостьможно определить как свободное от игр общение, предполагающее тёплое заинтересованное отношение между людьми, исключающее извлечение выгоды. Близость приносит ни с чем не сравнимое удовольствие и обеспечивает личностный рост и благополучие.

Эрик Берн

Трансакционный анализ в психотерапии

© Грузберг А., перевод на русский язык, 2015

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2015

Вместо вступления

Прежде надо познакомиться с терминологией, которая встретится вам в этой книге, где много внимания уделено индивидуальной и социальной психиатрии.

Социальная психиатрия обозначает изучение психиатрических аспектов трансакции или набора трансакций, которые происходят между двумя или несколькими индивидами. Сравнение психиатрических проблем различных социальных, культурных или национальных групп, которое иногда тоже именуют «социальной психиатрией», может быть лучше и точнее обозначено как «сравнительная психиатрия».

Он часто обозначает человека вообще, независимо от пола. Есть в контексте означает «обычно, насколько это известно автору». Кажется означает «мне кажется, что это так, но у меня недостаточно данных, чтобы быть окончательно уверенным».

Конкретные люди именуются «взрослый», «родитель» и «ребенок». Когда эти термины написаны с прописной буквы: Взрослый, Родитель, Ребенок – они означают состояния Эго, а не конкретных людей.

Соответственно и прилагательные «взрослый», «родительский» и «детский» пишутся с прописной или строчной буквы согласно контексту.

Термин «психоанализ» и его синонимы в данной книге обозначают то, что известно как «ортодоксальный психоанализ», то есть разрешение приобретенных в детстве комплексов и конфликтов при помощи систематического использования свободных ассоциаций, когда терапевт работает с феноменами переноса и сопротивления в соответствии с принципами Фрейда. Стоит, однако, иметь в виду, что после пятнадцати лет совместной жизни психоаналитическое движение и автор мирно расстались (оставаясь в самых дружеских отношениях) и что концепция функций Эго в представлении автора отлична от той, которой придерживается большинство ортодоксальных психоаналитиков.

Введение

Состояние Эго можно описать феноменологически – как связную систему чувств по отношению к определенному субъекту и операционно – как набор образцов поведения; или прагматически – как систему чувств, которая мотивирует соответствующий набор поведенческих образцов. Пенфилд продемонстрировал, что воспоминания эпилептиков в своей естественной форме проявляются как состояния Эго. Электрическим стимулированием височных участков коры головного мозга с обеих сторон он был способен вызвать эти феномены.

Пенфилд далее продемонстрировал, что два различных состояния Эго могут существовать в сознании одновременно как отдельные психологические сущности, четко отличающиеся друг от друга.

В одном случае такого «вынужденного» в результате электрической стимуляции вторичного переживания пациент воскликнул, что слышит, как кто-то смеется. Однако сам пациент «не склонен был смеяться над шуткой, в чем бы она ни заключалась. Он таким образом сознавал две одновременно существующие ситуации.

Его восклицание свидетельствует о том, что он сознавал несовместимость этих двух ситуаций – одной настоящей и другой, вызванной в его сознании из прошлого». Хотя, когда такое воспоминание вызывается в сознании пациента, «оно кажется ему соответствующим настоящему моменту».

И только когда оно проходит, он способен осознавать его как яркое воспоминание из прошлого. В момент стимулирования «пациент одновременно является и актером, и аудиторией».

Пенфилд, Джаспер и Робертс подчеркивают разницу между такими полными воспоминаниями, то есть пробуждением полных состояний Эго, и изолированными феноменами, которые возникают при стимуляции слуховых и зрительных центров, или воспоминаниями о словах. Они особенно отмечают, что случаи стимуляции височных долей включают в себя важные психические элементы, такие, как понимание смысла происходившего и эмоции, которые вызвало когда-то это происходившее.

Источник: https://ismcomp.ru/transaktnyi-analiz-kak-effektivnaya-terapevticheskaya-metodika-v-narkologii/

Психотерапия и трансактный анализ в наркологии

Трансактный анализ как эффективная терапевтическая методика в наркологии

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Психотерапия и трансактный анализ в наркологии»

Проводится под эгидой ФБГУ Национальный Научный Центр Наркологии МЗ РФ (Москва, Малый Могильцевский пер., 3; http://www.nncn.ru) и Европейской Ассоциации Трансактного Анализа (http://www.eatanews.org)

О ТРАНСАКТНОМ АНАЛИЗЕ

В настоящее время Трансактный Анализ (ТА), предложенный в свое время Эриком Берном в качестве теории личности и межличностной коммуникации,   приобретает все большее распространение и популярность.

Две ведущие ассоциации ТА — Международная ассоциация ТА и Европейская ассоциация ТА (ЕАТА) объединяют около 5 000 сертифицированных профессиональных психотерапевтов из более чем 40 стран мира. В большинстве этих стран ТА признается научной психотерапевтической школой, а специалисты востребованы в медицинских, консалтинговых и педагогических организациях.

Философский подход ТА и объясняющие человеческое поведение ТА — концепции преподаются на факультетах психологии в государственных и частных университетах мира.

ТА включен в список 28 психотерапевтических метода, принятых  к практике на территории  Российской Федерации и является отдельной модальностью в Профессиональной Психотерапевтической Лиге, входящей в Европейскую Ассоциацию Психотерапии.  По определению Международной ассоциации ТА он «представляет собой теорию личности и систематическую психотерапию с целью развития и изменения личности».

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

  1. Обучение практикующих в наркологии специалистов (психиатров-наркологов, психотерапевтов, психологов, консультантов, специалистов по социальной работе, социальных работников и др.) Трансактному Анализу (ТА) – популярному и эффективному аналитическому направлению в психотерапии
  2. Подготовка специалистов к международной сертификации по ТА
  3. Более широкое внедрение в наркологию супервизорской практики

ОСНОВНЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ ПРОГРАММЫ:

Кошкина Евгения Александровна, д.м.н., профессор, директор ННЦ наркологии МЗ РФ — Координирующее руководство программой

Шустов Дмитрий Иванович, д.м.н., профессор зав. кафедрой психиатрии ГОУ ВПО РязГМУ им. акад. И.П.Павлова, обучающий и супервизирующий трансактный аналитик – Куратор раздела ТА и подготовки к международной сертификации, руководство супервизионной программой

Агибалова Татьяна Васильевна, д.м.н., зав. отделением психотерапии и реабилитации ННЦ наркологии МЗ РФ – Куратор раздела психотерапии в наркологии, руководство дидактической психотерапией курсантов и практикой

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

Программа стартует со «101» курса – вводного тренинга с вручением официальных сертификатов ЕАТА.

Аудиторные занятия проводятся в виде психотерапевтических обучающих марафонов по субботам и воскресеньям (16 часов) 5 раз в год в течение 4-х лет (320 часов продвинутого ТА-тренинга).

В течение 1-2 года обучения формируется супервизионная группа, которая функционирует по утвержденному плану (в зависимости от потребностей курсантов).

Групповая психотерапия обучающихся курсантов проводится 2 раза в год (2 марафона по 16 часов). Команду психотерапевтов возглавляет Кононова Дина Александровна, сертифицированный трансактный аналитик, предварительный (до экзамена) обучающий и супервизирующий трансакционный аналитик ЕАТА.

ТЕМЫ ТРЕНИНГОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

  1. «101» курс и наркологические перспективы. Открытие и краткий обзор 4-х летней программы и основных ее блоков

Обзор классических теорий ТА с перспективой их использования в наркологической практике

  1. Структурный анализ личности. Начало психотерапии (первая сессия). Контрактный метод. Мотивационное интервью.
  2. «Игры, в которые играют алкоголики». Драматический треугольник. Трансакции и поглаживания. Подходы к психотерапии алкогольных игр. Инсайт-ориентированная ТА-психотерапия в когнитивном и бихевиоральном аспектах. УРТ.
  3. Сценарии жизни. Суицидология в наркологии. Гамартические сценарии и аутоагрессивное поведение. Методы психотерапии аутоагрессии у наркологических пациентов: ТА – подходы и экзистенциональные подходы.
  4. Сценарии жизни. Работа с контрсценарной программой в рамках психологического консультирования. Навыки психологического консультирования.

ТЕМЫ ТРЕНИНГОВ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

  1. Пассивность и симбиозы. Созависимость. Терия Джеки Шифф и регрессивный репарентинг. Реабилитационные центры.
  2. Работа с эго-состоянием Родитель. Виды нерегрессивного репарентинга. Кодирование и гипнотерапия.
  3. Работа с эго-состоянием Ребенок. Аутентичные и рэкетные чувства. Речайлдинг и Редесижн-психотерапия. Использование техник гештальт-терапии в наркологии.
  4. Теория и практика групповой психотерапии. Группы АА и АН. Семейная психотерапия и передача «эпискрипта».
  5. Психотерапия и применение лекарств. Эмпатия, комплайенс и контракт. Плацебо-эффект и опосредованные виды психотерапии зависимых лиц.

ТЕМЫ ТРЕНИНГОВ ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

  1. Концепция «излечения» Берна и стадии психотерапевтического процесса. Долговременная психотерапия зависимых лиц. Планирование лечения.
  2. Психоаналитический ТА. Теории развития. Трансфер и контрансфер: их роль и место в психотерапии зависимых лиц.
  3. Уровни организации личности (невротический, пограничный, психотический). Акцентуации характера, личностные расстройства и ТА-концепция личностных адаптаций «выживания» и «приспособления». Личностно-ориентированная психотерапия: границы и использование в наркологической практике. «Двери» психотерапии.
  4. Антисоциальная личность и Внутренний Демон. Заброшенность и патологический траур. Психотерапия прощением в наркологии.
  5. Психотерапия пограничной личности. Депрессия заброшенности и сплиттинг. «Пограничность» у зависимых личностей. Диссоциированная личность и психотерапия детской травмы.

ТЕМЫ ТРЕНИНГОВ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

  1. Нарциссическая личность. Психотерапия стыда и вины. Психотерапия зависимого и аутоагрессивного поведения у лиц помогающих профессий.
  2. Маниакально-депрессивная личность. Психотерапия депрессии и гипертимного поведения у наркологических больных.
  3. Психотерапия посттравматического стрессового расстройства и посттравматического расстройства ожесточения. Психотерапия мудростью.
  4. Культуральные сценарии и духовно-ориентированная практика в наркологии.
  5. Непредвиденные ситуации, осложнения и побочные эффекты терапии. Психотерапевтические ошибки. Завершение психотерапии, подготовка последней сессии. Возможно ли завершение в наркологии?

ФАКУЛЬТАТИВЫ (ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИНГИ СО СВОИМ ПЛАНОМ):

— Гипнотерапия

— Нарративная психотерапия

Дополнительная информация и запись на курс по телефону 8-916-141-62-82 (Агибалова Татьяна Васильевна)

Источник: http://transaktnyj-analiz-v-zhizni.ru/psixoterapiya-i-transaktnyj-analiz-v-narkologii/

Кабинет Доктора
Добавить комментарий